Доли игроков на российском рынке поливинилхлорида в 2015 г. Производство полистирола и стирольных пластиков в России представлено шестью предприятиями, из которых три выпускают полистирол общего назначения и ударопрочный полистирол (НКНХ, Пеноплэкс, Газпром нефтехим Салават). ПСВ производится на Ангарском Каустик (Волгоград 11% Русвинил 26% Каустик (Стерлитамак) 28% Саянскхимпласт 24% Зарубежные производители 11% С-ПВХ Русвинил 8% Зарубежные производители 92% Э-ПВХ
заводе полимеров, «Пластике» (Узловая) и «Сибур-Химпроме». АБС-пластики выпускают «Пластик» (Узловая) и НКНХ. Рис. 34 Российские производители полимеров стирола «Нижнекамскнефтехим» является крупнейшим производителем ПСОН и УПС, а с 2013 г. и АБС-пластиков. В сумме НКНХ обеспечивает более 60% внутрироссийского производства полимеров стирола.
Вторым по величине игроком рынка является «СИБУР». Компания располагает мощностями по выпуску ВПС («Сибур-Химпром»). Доля компании в структуре выпуска полимеров стирола в РФ в 2015 г. – 20%. «Пеноплэкс», «Газпром нефтехим Салават», Ангарский завод полимеров и «Пластик» (Узловая) в сумме выпускают менее 20% производимых в стране полимеров стирола. Производство полиэтилентерефталата в России стало развиваться относительно недавно - первый завод был открыт в 2003 г. в г. Твери. Сейчас в стране действуют четыре завода. Рис. 35 Российские производители полиэтилентерефталата
Крупнейшим продуцентом по итогам 2015 г. стало ОАО «Полиэф» (г. Благовещенск, Башкортостан), входящее в структуру СИБУРа и обеспечившее в 2015 г. около 45% внутреннего производства. Производство было запущено в 2008г., в 2014 г. мощности по выпуску ПЭТ были увеличены с 140 тыс. до 210 тыс. тонн в год. Предприятие также является пока единственным в РФ производителем основного сырья для производства ПЭТ – терефталевой кислоты.
Вторым по величине игроком рынка является «Алко-Нафта» (г. Калининград), выпускающая ПЭТ под маркой EKÖPET. Мощность – 220 тыс. тонн в год. Завод новых полимеров «Сенеж» (г. Солнечногорск Московской области), входящий в компанию ОП «Европласт», располагает мощностями в 100 тыс. тонн в год и обеспечил в 2015 г. около 17% производства. Предприятие было запущено в 2007 г. и выпускает ПЭТ-гранулят бутылочного назначения марки «РОСПЭТ». ОАО «Сибур-ПЭТФ» (г. Тверь) выпускает ПЭТ-гранулят бутылочного назначения марки «ТВЕРПЭТ» (мощность 76 тыс. тонн в год) и с 2016 г., как ожидается, станет первым в РФ продуцентом пленочного ПЭТ. На заводе также установлена линия по производству вторичного ПЭТ мощностью 1,3 тыс. тонн продукта в год. Источник: Маркет Репорт
Доли игроков на российском рынке полиэтилентерефталата
Показатели деятельности в 2014-2015 гг. компаний с оборотом свыше 10 млрд. руб
Выручка по нефтехимическому бизнесу (за вычетом топливно-сырьевого сегмента). Суммарная выручка СИБУРа за 2015 г. составила 379,9 млрд. руб. Рис. 37 Выручка крупнейших компанийпроизводителей20 Рис. 38 Чистая прибыль крупнейших компанийпроизводителей Большинство из предприятий улучшило показатели деятельности в 2015 г. Исключение составил Газпром нефтехим Салават, уменьшивший в 2015 г. объемы переработки нефтяного сырья.
Положительная динамика объясняется снижением валютных обязательств в кредитном портфеле компаний, а также ростом валовых показателей производства. Активность в сфере слияний и поглощений представлена СИБУРом, который в последние годы реализовывал стратегию ухода из непрофильных бизнесов (так, в конце 2013 г. был продан тульский «Пластик»), в то же время наращивается участие в переработке полимеров (с 2009 г. консолидируется пленочный бизнес с образованием крупнейшего в РФ продуцента «Биаксплена»). В приложении приведены профили игроков рынка, из которых можно узнать более полную информацию о производственной деятельности и финансовых результатах. 20 Данные за 105г. по компаниям «Саянскхимпласт» и «Ставролен» отсутствуют. 133 133 191 18 27 26 176 151 158 21 34 34 32% 14% -17% 16% 23% 29% -20% -10% 0% 10% 20% 30% 40% 0 50 100 150 200 250 СИБУР (Нефтехимия*) НКНХ ГП Нефтехим Салават Уфаоргсинтез БСК Каустик (Никохим) 2014, млрд. руб. 2015, млрд. руб. Изменение 2015/2014, % 25 9 -19 2 4 0.3 7 26 -9 6 7 2 32% 14% -17% 16% 23% 29% -20% -10% 0% 10% 20% 30% 40% -25 -20 -15 -10 -5 0 5 10 15 20 25 30 СИБУР НКНХ ГП Нефтехим Салават Уфаоргсинтез БСК Каустик (Никохим) 2014, млрд. руб. 2015, млрд. руб. Изменение 2015/2014, %
Развитие нефтегазохимической отрасли заложены в нескольких документах: «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года»21 (План-2030). «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» (Стратегия-2030)22. «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года»23 (в процессе доработки). Первые два документа были разработаны в 2012-2013 гг. и актуализированы с учетом новых экономических условий в 2014-2016 гг. Самый свежий взгляд на будущее российской нефтехимии отражен в редакции «Стратегии-2030» от 14 января 2016 г. В документе пересмотрены в сторону кардинального уменьшения прогнозные ожидания по вводу новых мощностей и балансу спроса и предложения по крупнотоннажным полимерам, а показатели, заложенные в базовом «Плане-2030», рассматриваются в качестве инновационного сценария. Рис. 39 Прогнозные показатели расширения мощностей согласно «Стратегии-2030» (инновационный сценарий) Рис. 40 Прогнозные показатели расширения мощностей согласно «Стратегии-2030» (реалистичный сценарий) 21 Утвержден приказом Минэнерго от 01.03.12 и поручением Правительства РФ от 06.07.12. Актуализирован с учетом новых экономических условий и пролонгирован до 2035 года приказом Минэнерго от 3 декабря 2014 г. № 890. 22 Утверждена приказом Минпромторга РФ и Минэнерго РФ от 8 апреля 2014 г. №651/172. Актуализирована приказом.
Документ будет представлять собой обновленный вариант «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р 1 425 980 479 620 3 790 2 307 537 1 600 4685 2407 481 1600 5385 2407 481 1600 ПП ПВХ ПС ПЭТ 2015 2020 2025 2030 1 425 980 479 620 2 250 980 884 1 386 3380 1005 870 1386 3380 1005 871 1386 ПП ПВХ ПС ПЭТ 2015 2020 2025 2030
В период до 2020 г. наибольший прирост мощностей ожидается в сегменте полимеров пропилена (+825 тыс. тонн или 58%) и ПЭТ (+766 тыс. тонн или 124%). По ПВХ заметного прироста мощностей не ожидается, при этом прогнозируется рост спроса на 80% по сравнению с уровнем 2015 г., который, как предполагается, полностью будет покрыт за счет импорта. В то же время стирольные пластики, согласно Стратегии, ожидает почти двукратный рост мощностей за счет проекта «Нижнекамскнефтехима», при этом спрос вырастет более чем вдвое и, как следствие, увеличится импорт.
Это несколько расходится с экспертными прогнозами, предполагающими стагнацию спроса на ПВХ и ПС в 2016-2017 гг. и слабый рост в 2018-2020 гг.
Инвестиционные проекты, предусмотренные к реализации в рамках Стратегии, приведены в таблице 1. Табл. 18 Инвестиционные проекты, предусмотренные к реализации до 2020 г. в рамках «Стратегии-2030» Продукция/компания Мощность, тыс. тонн в год Ожидаемые сроки ввода (Стратегия-2030) Вероятные сроки ввода (согласно сообщениям компаний в СМИ) Полипропилен ПАО «Сибур Холдинг» (Томснефтехим) 10 2016 Сентябрь 2016 - реализован ПАО «Нижнекамскнефтехим» 180 2017 2020 ПАО «Сибур Холдинг» (ЗапСибнефтехим) 500 2019 2020 ПАО «Сибур Холдинг»/ОАО «Газпром нефть» 30 2018 н.д. ПАО «АНК «Башнефть» 100 2019 2020 Поливинилхлорид ОАО «БСК» 55 2018-2020 2016: +40 тыс. тонн. Данных о дальнейших планах нет. Полистирол ПАО «Нижнекамскнефтехим» 200 2019 2020 Полиэтилентерефталат Завод чистых полимеров «Этана» 486 2017 2018 ОАО «КТК «Иврегионсинтез» 200 2017 2017 ООО «СафПЭТ» 250 2019 2019 Источник: «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» Еще одним стратегическим документом является план24 мероприятий по импортозамещению.
Развитие текстильного ПЭТ (волоконного полимера и продуктов на его основе), а также АБС-пластиков. 24 Приказ министерства промышленности и торговли от 29 января 2016 г. N 197 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности РФ».
Полимеры и продукты их переработки, включенные в план мероприятий по импортозамещению в химической отрасли ОКПД Продукт, технология Срок реализации проекта Фактический показатель доли импорта до реализации проекта, % Максимальн ая плановая доля импорта к 2020 г., % Полимеры 24.16.40.170 Полиэтилентерефталат волоконный 2015 - 2018 100 6 24.16.20.130 АБС-пластики 2015 58 10 Продукты переработки 24.70.13.159 Полиолефиновая высокопрочная нить 2015 - 2017 43,5 31,5 24.70.13.159 Нить полиэфирная техническая вытянутая: высокомодульная, высокопрочная, низкоусадочная 2015 100 50 22.21.42.120, 22.21.30.120 Пленка на основе полиэтилентерефталата 2016 - 2018 70 23 24.70.12.129 АБС-нити для 3D-принтеров 2015 50 10 Источник: Приказ министерства промышленности и торговли от 29 января 2016 г. N 197 2.2. Меры государственной политики в отношении полимерной промышленности Меры государственной поддержки Государственная поддержка предприятий и меры стимулирования промышленной деятельности осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации»25 . Основным рабочим документом в настоящее время является государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Основным институциональным образованием, предоставляющим поддержку в рамках проектного финансирования, субсидии под кредиты и прочие меры, является Фонд развития промышленности (ФРП). Подробно о возможностях, которые открываются перед предприятиями, описано в I части исследования («Рынок полиэтилена»). Указанные инструменты положительно оцениваются игроками рынка, так как являются действительно рабочим инструментом, позволяющим предприятиям развиваться, несмотря на сложные времена. Также позитивным является тот факт, что Правительством декларируется комплексный подход к развитию полимерной промышленности. Его целью, согласно официальным сообщениям, ставится достижение баланса на рынке за счет стимулирования 25 Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (вступил в силу 30.06.2015).
(в том числе со стороны легкой промышленности и автопрома). В то же время важно отметить, что поддержка со стороны ФРП имеет ограниченную целевую аудиторию.
«нижний порог» по объемам средств, запрашиваемых на создание импортозамещающих производств (50 млн. руб.) слишком велик для малых и средних предприятий, которыми по большей части представлен сегмент переработки.
Максимальная сумма льготного кредита (300 млн. руб.) не может стать определяющей для создания новых производств крупнотоннажных полимеров. Для сравнения: инвестиции «Нижнекамскнефтехима» в создание одной установки по выпуску АБС-пластиков превысили 4 млрд. рублей, а необходимый объем инвестиций в новый олефиновый комплекс превышает 200 млрд. руб. 26
инструменты финансирования (проектное финансирование, СПИК).
Таможенное регулирование и меры по защите внутреннего рынка В отношении большинства полимеров действуют ограничительные меры в виде ввозных таможенных пошлин. Табл. 20 Ставки ввозных таможенных пошлин на полимеры Код ТН ВЭД Вид продукта Ставка, % 3902 полимеры пропилена или прочих в первичных формах 3902 10 000 0 полипропилен 6,5% 3902 30 000 0 сополимеры пропилена 6,5% 3903 полимеры стирола в первичных формах 3903 11 000 вспенивающийся полистирол 0% 3903 19 000 фреоностойкий и прочий полистирол 0% 3903 20 000 сополимеры стиролакрилонитрильные (SAN) 6,5% 3903 30 000 сополимеры акрилонитрилбутадиенстирольные (ABS) 6,5% 3903 90 прочие полимеры стирола 6,5% 3904 полимеры винилхлорида в первичных формах 3904 10 001 0 пастообразующая поливинилхлоридная эмульсионная смола для изготовления линолеума 0% 3904 10 009 1 пастообразующие поливинилхлоридные эмульсионные, микросуспензионные смолы с массой сульфатной золы не более 0,25% 0% 3904 10 009 9 прочий 6,5% 3904 21 - 3904 22 поливинилхлорид прочий (пластифицированный, не пластифицированный) 6,5% 3907 60 Полиэтилентерефталат 4% Источник: Решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16.07.2012 N 54 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2016). В рамках обязательств России перед ВТО ввозные пошлины в 2014 г. были снижены на 2-3,5% в зависимости от позиций, однако на фоне ослабевшего рубля и роста цен на импортную 26 Согласно сообщениям в СМИ, предварительная оценка.
продукцию это негативно на рынок не повлияло. На сегодняшний день ставка по большинству позиций составляет 6,5%. Нулевые пошлины определены только для эмульсионного ПВХ, а также для вспенивающегося и спец. полистирола, потребность в которых не может быть удовлетворена внутренним производством. В то же время ввозная пошлина на ПЭТ составляет 4%. Ввозная пошлина на ТФК – основное сырье для производства ПЭТ – номинально составляет 5%, однако по специальным решениям ЕЭК обнуляются на лимитированный промежуток времени. В очередной раз таможенная пошлина на ТФК была обнулена27 на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2017 г., что позволит не допустить роста себестоимости ПЭТ, производство которого по-прежнему зависит от поставок импортного сырья. 2.3. Государственная политика в отношении продукции из полимеров Совершенствование нормативной базы Хорошим стимулом для развития рынка вспененных стирольных пластиков и ряда других полимеров может стать новая нормативная база, которая создается в РФ в последние годы. Новые ГОСТы пришли на смену устаревшим (действовавшим еще с советских времен). Они учитывают изменения, произошедшие в технологиях производства изделий из полистирола, вводят новые требования к эксплуатационным характеристикам продукции. В частности: с 1 января 2015 г. введены ГОСТы Р 13163 и 1603 по изделиям из пенополистирола в строительстве, гармонизированные с европейскими ЕN (возможность выхода на рынок ЕС), с 1 июля 2015 г. вступил в действие межнациональный (действующий в рамках ЕАЭС) ГОСТ 15588- 2014 «Плиты пенополистирольные теплоизоляционные; Технические условия».
Дан «зеленый свет» использованию пенополистирола в дорожном строительстве. С 1 января 2017 г. вступит в силу новый национальный стандарт на трубы из поливинилхлорида для водоснабжения. Это позволит использовать трубы из ориентированного непластифицированного поливинилхлорида для водоснабжения без дополнительных согласительных процедур.
Новые нормативы по энергоэффективности и тепловой защите зданий28. В отличие от европейских тенденций, где упор делается на рост сопротивления теплопередаче в жилых домах, новые российские нормы, действующие с 2015 г., почти на 40% (1,5-2 оС/Вт) ниже, чем в ведущих стран ЕС. Из перечня обязательных работ по капитальному ремонту, проводимых за счет средств фонда капремонта, исключено29 утепление фасадов многоквартирных домов. Потенциальное влияние указанных документов на рынок теплоизоляции, в том числе полистирольной, – негативное. В настоящее время разрабатываются новые нормы, предусматривающие увеличение требований к энергоэффективности, что может положительно повлиять на рынок. 27 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 3 28 СП 50.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». 29 Федеральный закон от 28.12.2013 No 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Знаковым стал закон30, ограничивающий с 2017 г. производство и розничную продажу алкогольной продукции в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л. Штрафы за нарушение составляют от 100 до 200 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. руб. - для юридических. Главным образом законопроект затронет пивоваренную отрасль и рынок ПЭТ (по оценкам, свыше 60% российского пива и около 90% пивных напитков разливается в ПЭТ-тару). Отношение к закону у игроков рынка сложное. Эксперты, поддерживающие закон, делают акцент на защите здоровья нации (борьба с алкоголизмом и защита от токсичности ПЭТ).
Противники – о «водочном лобби» и/или лобби стекольной/алюминиевой промышленности. Влияние закона на пристрастия населения к алкогольной продукции сложно поддается анализу (как российский, так и зарубежный опыт показывают, что тара в данном случае вторична). В то же время опасения экспертов о падении рынка ПЭТ-тары, которое может составить до 22% в год (100 тыс. тонн), выглядят вполне реальными последствиями. Более оптимистично говорить о будущем позволяет тот факт, что закон был принят в более мягком варианте, чем предполагалось изначально (озвучивались намерения запретить и 1 л, и 1,5 л тару). В целом введение новых правил не должно привести к «внезапному коллапсу» рынка ПЭТ, так как игроки заранее стали готовиться к ужесточению правил. Так, с начала 2014 г. большинство российских пивоваренных компаний перестали производить пиво в ПЭТупаковке объемом более 2,5 литра. Решение производителей также коснулось пива и пивных напитков крепостью более 6% объемом более 2 литров.
Предствленная информация на страницах данного интернет-сайта и в каталоге продукции носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных товаров и (или) услуг,обращайтесь к менеджерам отдела продаж: форма обратной связи, e-mail, телефон.
Реализация продукции для сельского хозяйства, химической, строительной, нефтегазовой, металлургической, текстильной, кожевенной, и других отраслей промышленности.
Предлагаем широкие возможности для комплектации химической продукцией производства и исследовательских лабораторий в различных отраслях промышленности.
Поставка химической продукции и лабораторного оборудования является ключевым направлением деятельности компании с 1996 года.
Компания «ХИМСНАБ-СПБ» успешно осуществляет поставку широкого спектра лабороторного оборудования, приборов и другой химической продукции на рынке Северо-Запада Российской Федерации.