Не будет роста только в сегменте ПВХ: идеи по развитию производства есть, однако маловероятно, что они будут реализованы. Развитие производственных мощностей и расширение ассортимента выпускаемых полимеров создают возможности для продолжения тренда замещения импорта, при этом основной прирост ожидается в 2019-2020 гг. (до этого возможности роста объемов производства ограничены действующими мощностями, которые уже работают с достаточно высокой степенью загрузки).
Отсутствуют предпосылки резкого увеличения внутреннего спроса на полимеры. Это связано с кризисными явлениями в основных потребляющих отраслях, восстановление которых, как ожидается, будет длительным - компенсирует падение внутреннего рынка импортозамещение готовой продукции из полимеров. Исключением станем ПЭТ, где потребление вырастет в первую очередь за счет развития новых сегментов переработки (текстильный кластер в Иваново предполагает переработку волоконного ПЭТ на собственных мощностях).
Спрос на полимеры пропилена вырастет к 2020 г. на 22% до 1,35 млн. тонн, на полимеры винилхлорида – на 8% до 1,106 млн. тонн, полимеры стирола – на 10% до 601 тыс. тонн, полиэтилентерефталат – на 82% до 1,052 млн. тонн.
Маловероятно, что внутренний спрос покроет новые мощности по ПП и ПЭТ, и динамика объемов производства по этим полимерам будет зависеть от экспортных отгрузок.
Рроизводители РФ смогут нарастить объемы экспортных поставок за счет выхода на новые рынки, несмотря на жесткую конкуренцию.
Производство полимеров пропилена в этих условиях к 2020 г. может вырасти на 35% до 1795 тыс. тонн, полимеров винилхлорида – на 7% до 907 тыс. тонн, полимеров стирола – на 19% до 638 тыс. тонн, полиэтилентерефталата – на 139% до 1179 тыс. тонн. Поддержать развитие российской полимерной промышленности и по-настоящему решить задачу увеличения глубины переработки нефтехимического сырья может развитие производства полимерных изделий, что обеспечило бы спрос со стороны переработчиков полимеров.
Сложно рассчитывать на стимулирование спроса за счет господдержки (в т.ч. предоставляемой в рамках ФРП): в условиях сокращения госбюджета ее ресурсы ограничены. Запретительные меры, призванные поддержать развитие внутреннего производства за счет ввозных пошлин или других ограничивающих импорт мер, представляются даже опасными.
Пока марочный ассортимент выпускаемых в РФ полимеров, а также ассортимент изделий ограничен. Кроме того, особенностью российской полимерной промышленности была и остается проблема качества продукции, которая в условиях отсутствия конкуренции может усугубиться. Решением могли бы стать меры «неденежного» стимулирования спроса, выраженные в создании условий для роста объемов потребления полимеров в государственном секторе (например, в рамках госпрограмм по модернизации ЖКХ, крупных инфраструктурных проектах и т.п.), совершенствовании нормативных документов, расширяющих использование полимеров в различных отраслях хозяйства и т.п.
Полимерную промышленность поддержала бы минимизация вносимых в законодательство изменений. Достаточно сложно ожидать роста или хотя бы сохранения инвестиционной активности, когда регулярно обсуждается возможность введения новых налоговых нагрузок или индексация существующих вопреки озвученным ранее намерениям. В условиях экономической турбулентности очень важна уверенность в том, что «правила игры» не изменятся хотя бы со стороны государства. В то же время экономический кризис не может стать причиной заморозки развития в таких стратегических важных сферах, как, например, экология.
Для отрасли было бы легче, если бы ужесточение правил работы вводилось постепенно, позволяя предприятиям адаптироваться, создать цепочки переработки полимерного сырья и пр. Также очень важно предоставить гарантии целевого расходования средств от новых сборов. В частности, с точки зрения долгосрочного развития будет неэффективно, если «экологический сбор» пойдет на социальные нужды. Резюмируя, можно выделить следующие меры, которые могли бы поддержать развитие полимерной промышленности: • Продолжение политики государственной поддержки инвестиционных проектов.
Недопущение критичного роста налоговой нагрузки на отрасль, в том числе постепенное введение новых норм экологического законодательства. Долгосрочные гарантии на тарифы естественных монополий. Создание условий для расширения практики долгосрочных контрактов на поставку сырья для производителей полимерной продукции, что позволит снизить риск недозагрузки мощностей и создаст предпосылки для инвестиций в их расширение. Детализация целевых показателей госпрограмм (помимо общих валовых показателей для отрасли важна продуктовая структура производства, в которой бы делался акцент на развитие сегмента высокомаржинальных пластиков). Синхронизация целевых показателей развития полимерной промышленности с промышленностью переработки пластмасс (планы ввода новых мощностей, показатели предложения полимерного сырья и объемов переработки, а также перспективные задачи экспорта готовой продукции). Это позволит создать предпосылки для роста спроса на полимеры и действительно «несырьевого» развития экономики.
Создание условий для роста внутреннего спроса за счет развития нормативной базы изделий из полимеров
Сводная таблица показателей развития российского рынка полимеров пропилена
Производственные показатели - объем производства, тыс. тонн 684 857 1080 1331 - изменение объемов производства, в % к предыдущему году -5 25 26 23 Емкость внутреннего рынка - видимое потребление, тыс. тонн 905 967 1 072 1 103 - изменение видимого потребления, % 8 7 11 3 Конъюнктура рынка - изменение среднегодовых цен производителей на внутреннем рынке, % 19 -1 13 14 - изменение среднегодовых производителей при поставках на экспорт, % н.д. 0 13 15 Уровень экспортного потенциала - объем экспорта, тыс. тонн 50 120 189 392 - изменение объемов экспорта, % год к году -23 141 57 107 - доля экспорта в производстве, % 7 18 29 14 - доля в мировой торговле, % 0,2 0,4 0,7 1,4 Обеспеченность потребности внутреннего рынка продукцией российского производства - объем импорта, тыс. тонн 271 230 182 164 - изменение объемов импорта, % год к году 48 -15 -21 -10 - доля отечественной продукции в объеме видимого потребления, % 70 76 83 85 И
Показатели развития российского рынка полимеров поливинилхлорида3 2012 2013 2014 2015 Производственные показатели - объем производства, тыс. тонн 650 653 712 847 - изменение объемов производства, в % к предыдущему году 2 0 9 19 Емкость внутреннего рынка - видимое потребление, тыс. тонн 1 174 1 178 1 169 1 028 - изменение видимого потребления, % -2 0 -1 -12 Конъюнктура рынка - изменение среднегодовых цен производителей на внутреннем рынке, % -1 -5 9 32 - изменение среднегодовых производителей при поставках на экспорт, % н.д. 1 10 22 Уровень экспортного потенциала - объем экспорта, тыс. тонн 20 31 41 79 - изменение объемов экспорта, % год к году н.д. 47 43 25 - доля экспорта в производстве, % 3 5 6 9 - доля в мировой торговле, % 0,2 0,2 0,3 0,6 Обеспеченность потребности внутреннего рынка продукцией российского производства - объем импорта, тыс. тонн 526 556 497 260 - изменение объемов импорта, % год к году -6 6 -11 -48 - доля отечественной продукции в объеме видимого потребления, % 54 53 57 75
Согласно коду 24.16.51 ОКПД (ПП-гомо и сополимеры олефинов). 3 Согласно коду 20.16.3 ОКПД (ПВХ-С, ПВХ-Э, включая композиции).
Показатели развития российского рынка полимеров стирола4 2012 2013 2014 2015 Производственные показатели - объем производства, тыс. тонн 378 457 537 536 - изменение объемов производства, в % к предыдущему году
Емкость внутреннего рынка - видимое потребление, тыс. тонн 572 579 581 545 - изменение видимого потребления, % 8 1 0 -6 Конъюнктура рынка - изменение среднегодовых цен производителей на внутреннем рынке, % 5,7 -41,7 1,5 40,3 - изменение среднегодовых производителей при поставках на экспорт, % 19,3 -0,6 13,0 14,3 Уровень экспортного потенциала - объем экспорта, тыс. тонн 44 91 137 111 - изменение объемов экспорта, % год к году 15 107 51 -19 - доля экспорта в производстве, % 12 20 25 21 - доля в мировой торговле, % 0,3 0,7 1,1 0,9 Обеспеченность потребности внутреннего рынка продукцией российского производства - объем импорта, тыс. тонн 238 212 180 120 - изменение объемов импорта, % год к году 8 -11 -15 -33 - доля отечественной продукции в объеме видимого потребления, % 58 63 69 78 Источник: Расчеты Института «Центр развития» на основании данных Росстата, ФТС РФ
Предствленная информация на страницах данного интернет-сайта и в каталоге продукции носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных товаров и (или) услуг,обращайтесь к менеджерам отдела продаж: форма обратной связи, e-mail, телефон.
Реализация продукции для сельского хозяйства, химической, строительной, нефтегазовой, металлургической, текстильной, кожевенной, и других отраслей промышленности.
Предлагаем широкие возможности для комплектации химической продукцией производства и исследовательских лабораторий в различных отраслях промышленности.
Поставка химической продукции и лабораторного оборудования является ключевым направлением деятельности компании с 1996 года.
Компания «ХИМСНАБ-СПБ» успешно осуществляет поставку широкого спектра лабороторного оборудования, приборов и другой химической продукции на рынке Северо-Запада Российской Федерации.