Открытость экономики, сырье, газ, нефть и продукты ее перегонки

Индикатор открытости экономики, у Украины, по данным Всемирного банка за 2012 г., — 110 процентов, у РФ — 52 процентов, у Евросоюза — 84 процентов. На Россию и Европу приходится примерно половина украинского товарного экспорта: в среднем за 2000-прошлом гг. доля Европы — 28,1 процентов, РФ — 23,5 процентов. Но с учетом экспорта услуг — прокачки газа — доля российского рынка была выше: 28 процентов против 26 процентов у ЕС в 2012 г. В прошлом г. доля РФ в товарном экспорте Украины резко упала (с пика в 29 процентов в 2011 г. до 23 процентов), а в товарном импорте стала минимальной за 10 лет (30 процентов). За 20 лет стороны провели почти полтора десятка торговых войн, включая четыре газовых конфликта. Рынки стран постепенно отстраивались друг от друга: в структуре торгового оборота динамика основных для обеих стран товаров (сырье, металлы, машиностроение) была противоположна. Доля минеральных продуктов в экспорте РФ с 2000 г. выросла почти наполовину, превысив 70 процентов, в импорте Украины — сократилась на треть.

Сельхозтовары сокращение в 1,7 раза

Сруктура экспорта РФ соответствовала импорту Украины на 54 процентов, то в 2012 г. — на 39 процентов, а соответствие украинского экспорта импорту РФ сократилось за тот же период с 41 до 34 процентов. Когда структура экспорта каждой страны все меньше соответствует структуре спроса другой, возможности увеличения внешнеторговых связей сокращаются, отмечают эксперты Института экономики РАН. В ЕС Украина продает металлы, минеральное сырье (уголь, кокс, железорудные концентраты, строительные природные материалы) и сельхозпродукцию — это более 2/3 экспорта Украины в ЕС (см. инфографику). Более половины стоимостного объема встречного потока — машиностроительная (в том числе транспорт) и химическая продукция (в основном фармацевтическая).

Импортирует в первую очередь сырье: на газ приходится половина всего импорта, а вместе с нефтью и продуктами ее перегонки — почти 2/3. А поставляет помимо металлов продукцию с высокой добавленной стоимостью: до 40 процентов экспорта — продукция машиностроения, на Россию приходится половина всех поставок украинского машиностроения за рубеж. Некоторые его отрасли почти полностью работают на российский рынок (электродвигатели и генераторы, ядерные реакторы, вагоны и локомотивы, некоторые виды автомобилей и запчастей, детали для самолетов и т. д.). Украина внесла гораздо больший вклад в модернизацию российской экономики, чем Россия — в развитие РАН. Машиностроительная кооперация сулила Украине значительные выгоды при вступлении в ТС. С экономической точки зрения это было намного выгоднее.

Свместные корпорации в авиастроении, судостроении, машиностроении и ракетостроении

Научно-исследовательского экономического института минэкономразвития + создание совместных корпораций в авиа-, судо-, машино- и ракетостроении, оборонке, а также отмена пошлин на нефть, снижение цены на газ, создание зернового пула — эти возможные преференции при вхождении в ТС могли дать экономике Украины 1,8-2,2 процентов дополнительного прироста ВВП в первый год и 1,5-1,7 процентов — в последующие. При зоне свободной торговли с ЕС ожидаемый рост товарооборота и создание новых рабочих мест добавили бы ВВП дополнительно лишь 0,8-0,9 процентов роста.

Как минимум к замораживанию ряда совместных с Россией проектов в авиации и космосе, а на мировом рынке украинское машиностроение неконкурентоспособно, говорит Манцуров: В рыночной экономике главное — не как произвести, а как продать. Неконкурентоспособной продукцию делает высокий — более 80 процентов — износ основных фондов и в 2-2,5 раза выше европейского уровень материало- и энергоемкости производств, большинство предприятий — времен СССР, когда о затратах энергии не особо беспокоились. Российский капитал в основном приобретает активы, а не создает новые, доля накопленных российских инвестиций на Украине, по данным госстатистики, лишь чуть более 7 процентов (но поскольку более трети инвестиций поступает с Кипра — до прошлого года главной гавани российского капитала, то в реальности доля может быть выше, по экспертным оценкам, в 1,5-3 раза). Доля накопленных прямых инвестиций из ЕС без Кипра — 44 процентов. Выгода в объединении с ТС могла бы быть в производственных альянсах, согласен Панченко: Но ничего этого не было предложено.

Развертывать импортозамещение. Так, если в 2012 г. инвестиции во все машиностроительные отрасли РФ составили 250 млрд руб., то модернизация одного ОПК предполагает, по расчетам журнала Эксперт, что только в оборонку будет инвестироваться до 300 млрд руб. ежегодно до 2020 г. ОПК юго-востока Украины на 80 процентов связан с Россией, которая кровно заинтересована в его поставках — без Украины можно выпускать только 17 процентов номенклатуры изделий военного назначения

Сотрудничества в этой области был бы катастрофичен для обеих стран, потеряет основной рынок сбыта, РФ потребуется несколько лет и порядка долларов20 млрд на локализацию производства. Именно судьба этих предприятий определит развитие отношений Украины и России, для которой разрыв данных связей чреват более тяжелыми последствиями, чем все санкции ЕС и США, убежден Сергей Беспалов из РАНХиГС. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, поставки продукции ОПК Украины в Россию — приблизительно долларов0,5 млрд в год, на наиболее важную их часть — авиадвигатели ТВ3-117/ВК-2500 производства запорожской компании.

Вертолетные, приходится примерно 70 процентов. Этими двигателями оснащаются практически все российские боевые и транспортные вертолеты. А в российских двигателях ВК-2500, которыми можно заменять запорожские, также используются компоненты с Украины. Полная замена украинских двигателей на ВК-2500, производство которых подготовлено на заводе компании Климов (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) под Петербургом, по словам источника в Минобороны, экономически нецелесообразна из-за большей цены. По словам представителя Вертолетов России, в 2011 г. с Мотор сич был подписан контракт на долларов1 млрд на поставку двигателей до 2015 г., но действует и соглашение с российской ОДК о поставке двигателей до 2020 г., все новые ударные вертолеты Ми-28 и Ка-52 оснащаются только российскими ВК-2500.

Поставки двигателей

Российский авиапрома, прекращения этих поставок ожидать не приходится, если же в случае какого-то пока неведомого катаклизма это случится, то замещение украинских поставок может занять не менее двух лет. Кроме того, КБ Южное из Днепропетровска продолжает работы по техническому надзору и продлению сроков службы в отношении самых мощных российских стратегических ракет шахтного базирования РС-20 Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Прекращение этого сотрудничества невыгодно для Южного, если же это произойдет, при определенных затратах эти услуги смогут начать предоставлять российские предприятия и ракеты в итоге прослужат отведенный им срок примерно до 2020 г. Без участия Украины невозможен выпуск самолетов Ан, держатель конструкторских разработок.

Подписание соглашения с ЕС Россия будет пытаться удержать технологии и переносить производства на свою территорию. В 2012 г. Украина хоронила автопром: выпуск упал в несколько раз из-за введения Россией утилизационного сбора, а экспорт в Россию — более чем вдвое с долларов482 млн в 2007 г. В прошлом г. в ходе торговой войны в Россию не могли попасть украинские вагоны, экспорт транспортного машиностроения в Россию сократился почти наполовину. Украинским вагонам готовится замена: в позапрошлом году в Тихвине был запущен завод по производству грузовых вагонов. После посткризисного восстановления товарный экспорт Украины в 2012 г. замедлил рост до 0,6 процентов, а в прошлом году сократился на 8 процентов. Экспорт в Россию падал быстрее, чем общий, и больше, чем в Европу (на 11 и 14,6 процентов против 5,5 и 2,1 процентов в 2012-прошлом гг. соответственно). Экспорт Украины в Россию аналогичен тому, что может производить.

Экспортеры теряют российский рынок и без всяких торговых войн: Экспорт в Россию — это много, но зазора по его увеличению нет, а с завершением циклов импортозамещения многих рынков не будет. Чтобы переориентировать торговлю, понадобится 3-5 лет, приводит Morgan Stanley оценки министерства экономики: с сельхозпродукцией это произойдет быстро, но машиностроение потребует долгого времени на переход от российских к международным стандартам. На Запад Чехословакия, Польша когда-то тоже почти в одночасье потеряли советский рынок, на который была завязана основная часть их экспорта.

Вхождение в зону свободной торговли с ЕС у 11 восточноевропейских стран сначала привело к падению их конкурентоспособности — в среднем в течение четырех лет индекс сложности экономики падал на 3,4 процентов в год, подсчитали в МЦПИ (Economic Complexity Index, ECI, высок, если есть явное конкурентное преимущество в производстве и экспорте большого числа товаров). Затем за счет прихода инвесторов, открытия новых производств и расширения торговых связей потери были отыграны: за 12 лет (с 1995 по 2007 г.) среднее значение индекса для всех стран выросло на 37,6 процентов. При этом снизился ECI стран ЕС. Например, Польша съела часть технологических возможностей Германии, создавая у себя производства, которые конкурировали с немецкими, сравнивает Панченко. Совпадение украинского импорта с поставками ЕС в 1,5 раза выше, чем с российскими.

Экспорт Украины совпадает с товарной структурой европейского импорта на 36 процентов, а поставки ЕС соответствуют структуре импорта Украины на 63 процентов. Это означает, что в случае ассоциации с ЕС больше преимуществ у Европы, если структура украинского экспорта не изменится.

Дебюрократизация и  инвестиционный климат

Миф — что Украина станет сырьевым придатком Европы. Как из придатка стать партнером. Ключевые условия — дебюрократизация и улучшение инвестиционного климата, пришли к выводу в МЦПИ. По их расчетам, простое взаимное обнуление торговых пошлин при создании зоны свободной торговли с ЕС, несмотря на рост внешней торговли, приведет к потерям производства на 0,5 п. п., а ВВП — на 0,3 п. п. в среднесрочной перспективе. Но при дополнительном снижении нетарифных барьеров и притоке инвестиций выпуск может возрасти на 5,3 п. п., а ВВП — на 3,3 п. п.

По уровню конкурентоспособности экономика Украины согласно рэнкингу Всемирного экономического форума проигрывает и России, и почти всем восточноевропейским странам, а вот по эффективности товарных рынков она Россию обгоняет, хотя и находится в последней четверти мирового списка из-за высоких налогов, неэффективного применения инвестиций, таможенных и административных барьеров. Экономику предстоит выводить из коллапса ценой жестких реформ, но бояться надо не жестких решений, советовал коллегам на экстренном экономическом саммите в Киеве автор грузинских экономических реформ. Лучше улучшит администрирование и качество инфраструктуры хотя бы до среднего восточноевропейского уровня, то при открытии торговых границ ее экспорт согласно исследованию Комиссии по международной торговле США будет расти быстрее, чем импорт (на 16 и 8 процентов соответственно).

Открыв пространство для бизнеса, вернув стране то, что должны, мы уже создаем точки роста Риски большие, подписана только политическая, а не экономическая часть пакета. Документ предполагает стандартизацию всех продаж на внутреннем рынке, без существенных инвестиций это не под силу даже успешным предприятиям, говорит она: В текущих обстоятельствах эти ресурсы найти невозможно.

Решение о соглашении с ЕС — так же, как решение Януковича о ТС, — политический выбор. Еслс интегрирована в Европу, [произошедшего] кровопролития просто представить невозможно бы было. Вот где цена, — говорит Шеремета. Верховенство права — главная предпосылка успеха.

Мировой опыт — по крайней мере в европейской части мира — подтверждает это. Подписание соглашения с ЕС давало надежду на постепенное снижение коррупции, произвола чиновников, говорит гендиректор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала, страны ТС этим похвастаться не могут. Измеряемый Европейской бизнес-ассоциацией с 2008 г. индекс инвестиционной привлекательности в IV квартале прошлом г., когда Янукович внезапно изменил решение в пользу ТС, упал до минимума — даже в кризис.

Бизнес видел больше перспектив. В результате обострения отношений с Россией Украина может оказаться под давлением роста цен на газ, девальвации гривны, сокращения внутреннего и внешнего спроса, перечисляет Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ: Но катастрофы не будет. Торговые преференции ЕС, ослабление гривны на фоне роста внешнего спроса позволят Украине удержать стоимостные объемы экспорта в 2014 г. на уровне прошлом г. (долларов64 млрд), прогнозирует он. Это улучшит платежный баланс, а международная помощь компенсирует отток инвестиций. После спада на 1,1 процентов в 2014 г. экономика восстановит рост до 1,4-2,3 процентов в 2015-2017 гг., ожидает Кондрашов.

Из-за роста цен на газ спад в 2014 г. будет более глубоким — до 5 процентов. Украина со II квартала может сократить закупки российского газа, увеличить реверсные поставки из Европы, ожидают в Morgan Stanley. Потеря Крыма — хотя Киев ее не признает и продолжит учитывать республиканский ВВП в национальном — лишит экономику около 1 процентов роста из-за разрыва торговых и транспортных связей, считают в Bank of America Merrill Lynch. Большая часть металлопродукции идет на экспорт из портов.

Брать большие деньги за проход через Керченский пролив, беспокоится Манцуров. Главные риски — непроведение реформ и продолжение популизма: это может вовлечь украинскую экономику в многолетнюю стагфляционную спираль, считает Кондрашов. Ставки еще выше, тревожится Манцуров: Направить помощь на инвестиции, а не на соцрасходы — это последний шанс для Украины. Если деньги пойдут не туда — то все.