Сборы в школе, проблемы школьного образования

Поборы в школах: были, есть и будут? На оснащение кабинетом физики и химии уже и средств не выделяют, все сделано. В каждой школе — по несколько, до 40, интерактивных досок. В 2015 году на образование Алматы истратят 57 млрд тенге официально и 76 млн долларов по-тихому. Шокирующие цифры прозвучали сегодня в Алматы на публичных слушаниях Школам — да, поборам — нет.. Участники предложили, как покончить с поборами в школах. Но руководительа и эксперты с ними не во всем согласились. несколько НПО: Амансаулык, Улагатты жануя, Аспандау, Ар-Намыс, Равный равному, Союз кризисных центров Казахстана.  — Целью была выработка предложений и рекомендаций, которые нужно направить в структуры, ответственные за процесс образования. Мы хотим задать вопросы и протянуть руку ведомуству образования и науки, управлению образованиям и прийти к решению проблем, — объяснила идею руководитель Казахстанского международного бюро по правам человека Роза Акылбекова.   В рамках подготовки слушаний два месяца на горячую линию по телефону 150 принимались звонки по теме поборов в школах.  — С 15 сентября по 15 ноября было 352 обращения, сообщила председатель правления Союза кризисных центров.

Звонки носили анонимный характер, что подтверждает — поборы в школе есть, и родители боятся, что будет давление на их детей.   И дети действительно страдают. По данным НПО, одну девочку дважды избили, потому что она не могла сдавать по 350 тенге в месяц на нужды школы. У другой школьницы была попытка суицида: ее семья не могла сдавать по 150 тенге в месяц на техничку, и одноклассницы заставляли ее мыть полы. Однако президент ОФ Аспандау Канат Нуров призвал не драматизировать социально-психологические последствия поборов.   — Если есть случаи тяжелые — они единичны и анонимны, не задокументированы, — сказал он. — Не установлена причинно-следственная связь. Это обвинение не улучшает ситуацию в школе. Больше всего звонков было из Алматы — 79 и Астаны — 64, из Шымкента и ЮКО — 49, меньше всего из Актау — 4 звонка. Чаще всего деньги собираются через родительский комитет, добровольно, хотя материальное положение у всех разное.

Оплачиваются дополнительные занятия, техничка, охрана школы, учебники, рабочие тетради, жалюзи, шторы, комплектующие для интерактивных досок…  — А мы говорим о бесплатности образования. — развела руками Зульфия Байсакова. Суммы взносов, по данным Байсаковой, варьируются от 10—15 тысяч тенге в год, ежемесячно — от 1500 до 6000 тысяч.  — В среднем выходит 450 долларов в год с ребенка, — подсчитала Байсакова. Если эти данные верны, то суммы поборов выходят прямо космические, ведь в Казахстане 2 млн 582 тысячи детей. Даже умножив 450 долларов на 170 тысяч алматинских школьников получаем 76 млн долларов, или почти 14 млрд тенге. Причины поборов общественники видят в недостатке выделяемых госсредств из-за неправильного формирования бюджета школ; зависимости родителей от учителей; слабом антикоррупционном настрое общества; желании родителей компенсировать низкое качество образования. Согласие платить сами родители так объясняли на горячей линии: дешевле заплатить, чем найти другую школу, не хочу, чтобы мой ребенок был изгоем, учителя найдут способ воздействовать на ученика. -

Дифференциация общества приводит к дифференциации в классах, — сделала вывод Байсакова. Предложения, озвученные инициативной группой НПО, не вызвали положительного отклика у присутствовавших учителей и экспертов. Так, идею передать все хозяйственные функции вроде ремонта в руки управления образования раскритиковал глава Аспандау Канат Нуров. Он считает, что, наоборот, нужно переходить от сметного к бюджетному финансированию, расширить полномочия администрации, дать право руководительам перекидывать средства со статьи на статью, соблюдая бюджет в целом. Отдайте оперативные функции на низовой уровень, — предложил он, чем заслужил искреннюю благодарность председателя алматинского филиала общественного фонда защиты учителей и преподавателей Ар-Намыс и действующего руководительа 48-го лицея Алматы.  

На слушания Смирнова пришла с документом — раскладом бюджета школы по статьям расходов. Там четко указано: приобретение лекарственных средств — 70 тысяч тенге, коммунальные услуги — услуги, связь, вывоз мусора — 9 млн 407 тысяч тенге, прочие услуги — услуги — 176 тысяч тенге. Если же руководительу нужно оплатить не включенные в перечень товары или услуги — услуги, он сразу становится нарушителем.  — Выведете нас, учителей, в законную зону. — попросила она. — Из зоны, где нам говорят, что мы воры. Кстати, у Смирновой нашлись ответы на еще несколько предложений, подготовленных к слушаниям. Например, Зульфия Байсакова предлагала разработать стандарты оборудования классных комнат: сколько лет должны служить шторы или жалюзи, какими по качеству должны быть стулья или парты.  — Все это есть, есть стандарты, есть СанПИНы. Такое же можно сказать и о вводимом подушевом финансировании, и о сайтах школ,и о попечительских советах, и об общественном совете по образованию при акимате города. Или это уже работает, или для этого есть правовая база. Однако ключевой запрос руководительов — о финансовой самостоятельности — не может быть удовлетворен, объяснила заместитель руководитель управления образования Алматы Гульбану Амиртаева.   — Согласна, что надо перейти к бюджетному финансированию, но тогда придется менять Бюджетный кодекс.

Даже мы, в акимате, не можем менять специфику расходов, — сказала она. Именно Амиртаева озвучила цифру 57 млрд тенге, заложенных на образование в нынешнем году. 60 процентов из них составляет оплата труда, но каждая организация образования формирует свой план расходов и защищает его в акимате Если есть проблемы с ремонтом, то руководитель учреждения доказывает, приносит бумаги СЭС, ЧС, мы дополнительные деньги выделяем при наличии. Если средств нет — ставим в план на следующий год. По словам Амиртаевой, оснащение школ Алматы выше всяких похвал: основная масса прошла капремонт и сейсмоусиление, а это предполагает полную замену мебели и оборудования. На оснащение кабинетом физики и химии уже и средств не выделяют, все сделано. В каждой школе — по несколько, до 40, интерактивных досок. А что касается колченогих стульев или занозистых столов — то, по словам Амиртаевой, тендеры на поставки мебели в школы в последние годы выигрывали организации инвалидов и воинов-афганцев, и к ним, действительно, были претензии по качеству. Остальные участники слушаний старались рассмотреть проблему с разных сторон. Так, адвокат Айман Умарова считает, что всему виной несовершенное законодательство. Закон о противодействии терроризму требует наличия охраны в местах скопления людей, а в бюджет школы эта статья не заложена. Или у администрации требуют срочно собрать данные об ИИН родителей учеников, а это противоречит закону об охране личной информации.   Сотрудник ОФ АмансаулыкаТатьяна Бажова удивлялась, почему в любой школе самый комфортный кабинет у руководительа и предлагала пересадить главу администрации на такой же стул и за такой же стол, как и у учеников.   А глава фонда Амансаулык Бахыт Туменова призывала всех руководительов не быть пластилиновыми и противостоять системе.

Уволенная, по ее словам, за тендер по детскому питанию, проведенный вопреки указанию райоо, доказывала, что бесплатной школы для родителей при нынешних порядках быть не может.   — Рабочие тетради выпускаются один раз вместе с учебниками.

Учебник передается на следующий год другому ученику, а тетради приходится покупать. Другой пример — пресловутый ремонт.  — На ежегодный ремонт каждой школы выделяется 3 млн 400 тысяч тенге. Но есть школы из 20 кабинетов без спортзала, а есть — из 40 кабинетов с двумя спортивными и актовым залами и столовой. К тому же, есть школы, в которых капитального ремонта не было в течение 25—40 лет. Как тут уложиться в единую сумму — непонятно. И выход — ремонт кабинетов приходится делать только за счет родителей, — сказала она. Правозащитник Жемис Турмагамбетова предложила в таком случае открывать счета школам, чтобы деньги родителей перечислялись открыто.   — Нужен общественный контроль за расходованием бюджетных средств, всего, что касается финансирования — обязательный полный отчет перед попечительским советом, — подчеркнула она и добавила: — А суммы, которые сдают на прием комиссии, сдачу ЕНТ или вступительный взносы в школу, должны стать предметом пристального внимания правоохранительных органов.

— Мы не знаем, вынужденные или выдуманные нужды, на которые собирают деньги, — сделала вывод председатель ОФ Улагатты жануя Марианна Гурина. — Но поборы нельзя оправдывать поборы недофинансированием и низкими зарплатами. Мы здесь для того, чтобы вернуть уважение школе, учителю, чтобы прекратить товарно-денежные отношения между родителями и администрацией школы.   Получится ли это у участников общественных слушаний? Сказать в настоящее время сложно. Но со своей стороны мы будем продолжать заниматься темой школьных поборов и недофинансирования образования.