Драгоценные металлы, как отличить подделку в ювелирных изделиях, настоящая профессия на вес золота, ювелирные украшения в нашей стране не являются залоговой ценностью, — объясняет Асфан. — Например, если вы купили колечко и захотели его заложить, то сделать это можно только в ломбарде. А во всём мире это же кольцо можно заложить под проценты в банк. Если бы ювелиры были производителями залоговых ценностей, то у них и жизнь была бы другой. Во-вторых, сегодня невозможно выгодно купить золото.
Если покупать слиток честным путём, то ювелир должен уплатить 18-процентный налог от стоимости. А когда он будет продавать готовое ювелирное украшение из этого золота, то эти 18 процентов к нему уже не вернутся. — Чтобы стать им, недостаточно одной только фантазии, нужны знания в области химии, математики и геммологии (наука о самоцветах. Чтобы стать ювелиром, недостаточно одной только фантазии. Нужно разбираться во многих науках, иметь хорошее зрение и быть уравновешенным. Фото: Алексей Кунилов. Сегодня во всём мире отмечают День ювелира. Известно, что именно Урал всегда считался российской сокровищницей, а уральские мастера в своё время заложили уникальные традиции ювелирного и камнерезного искусства. Но как ни странно, ни в столице Урала, ни в целом по Россиской Федерации официально такой профессии, как ювелир, сегодня не существует. Соответственно, в вузах отсутствуют кафедры с одноимённым названием. Чаще всего азам этого мастерства учат в рамках факультетов декоративно-прикладного искусства. Накануне Дня ювелира, мы поговорили с представителем этой профессии. Работает в одной из ювелирных мастерских уже 7 лет.
Почему ты выбрал именно её? — У меня отец всю жизнь проработал кузнецом, поэтому с металлом и его свойствами я был знаком с детства. Меня это завораживало. Правда, работа с тяжёлым молотом меня не прельщала, поэтому после окончания художественной школы я решил поступить в УрГАХА, но не прошёл. Уехал в Кострому, где жила моя тётя, и поступил там в техникум по художественной обработке металлов. — В чём заключается работа ювелира? — К нам в мастерскую приходят люди, которые хотят сделать себе эксклюзивное украшение.
Приносят свой материал. Первый этап работы — создание эскиза. Дальше мы создаём модель на 3D-принтере. Потом идёт фрезеровка, после которой получается своеобразный прототип будущего изделия. Затем по этой заготовке отливаем изделие из драгметалла. Следующий этап — соединение деталей украшения с помощью высокоточного лазера, закрепка камней, полировка. — Профессия ювелира сегодня востребована на рынке? — Ювелирных мастерских по стране очень много. Каждая стремится занять свою нишу. Одни — таких большинство — занимаются ремонтом, другие изготавливают изделия по каталогам, я специализируюсь на индивидуальных заказах. Поэтому любому ювелиру можно найти себе подходящее дело. Эта профессия всегда будет выгодной и высокооплачиваемой — драгоценные украшения и предметы роскоши никогда не выйдут из моды, несмотря ни на какие экономические потрясения. — Кто может работать ювелиром? — Чтобы стать им, недостаточно одной только фантазии, нужны знания в области химии, математики и геммологии.
Выполнение сложных ювелирных работ требует хорошего зрения. Ещё каждый ювелир должен быть уравновешенным и психически здоровым. Потому что работа очень скрупулёзная, требует терпения. — В этом деле есть свои приметы? — Самая распространённая — про обручальные кольца. Многие считают, что они должны быть гладкими, чтоб жизнь была гладкая. Но ведь раньше других и не делали — не позволяли технологии. в настоящее время делают всё что угодно. В Екатеринбурге существовала кафедра ювелирного искусства в Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Однако недавно – недавно её объединили с кафедрой декоративно-прикладного искусства. Раньше учащиеся УрГАХА, которые поступали на кафедру ювелирного искусства, учились по специальной программе, которая включала много практики в ювелирной лаборатории, разработку и создание изделий. Теперь, после ликвидации кафедры, они вынуждены обучаться по общей программе кафедры декоративно-прикладного искусства, теперь ту же лабораторию они могут посещать лишь в свободное от учёбы время или во время производственной практики.
В государственном реестре специальностей уже нет упоминания о ювелирах. То есть в трудовой книжке у студента-ювелира не может быть записи ювелирный дизайнер, — рассказывает бывший заведующий кафедрой ювелирного искусстван. — Раз нет специальности, то посчитали, что и узкоспециализированная кафедра не нужна. Ювелирная кафедра в УрГАХА представляла собой лабораторию по производству сувениров, которая располагалась в подвале академии. По словам Хисматулина, будущих ювелиров лучше всего натаскивать на сувенирной продукции, после работы с которой они без проблем смогут переключиться на украшения. Всё оборудование, на котором шла работа в лаборатории, своими руками разрабатывал и создавал сам Асфан Канифуллович. Работала лаборатория по принципу коммерческого предприятия: сотрудники и учащиеся кафедры искали заказчиков, делали им различные изделия и получали прибыль. — Обучение студентов на кафедре состояло, фактически, из сплошной практики, — говорит Хисматулин. — От каждого заказа, к которому они приложили руку, ребята получали проценты.
Формировалось представление о рынке, о работе с клиентами. После выпуска они могли попытаться открыть что-нибудь своё. Но открывать своё ювелирное дело в Россиской Федерации достаточно рискованно. Несмотря на то, что ювелирных мастерских существует очень много, зачастую там лишь чинят уже готовые ювелирные изделия, а не производят что-то своё. Сегодня лаборатория продолжает работать, только уже не как отдельная кафедра, а как место производственной практики. Мастеров ювелирного дела в Екатеринбурге ещё готовит Уральский государственный горный университет на кафедре художественного проектирования и теории творчества, внутри которой есть специальность Искусство костюма и текстиля. — Мы учим наших студентов проектировать, обрабатывать изделия, работать с камнем, — рассказывает сотрудница кафедры Людмила Муратова. — Акцент делаем на создании комплектов ювелирных украшений. Например, студенту даётся какой-то фон, скажем, костюм, к которому он должен разработать украшения. Каждый студент регулярно проходит практику на производстве. Работу многие находят себе ещё во время учёбы. Кто-то устраивается консультантом, кто-то — в мастерские, кто-то — дизайнером.