Социальная сфера, скращение расходов на социальную сферу, новости химической промышленности, рынков покупки и продажи нефтехимической продукции, ограничения в социальной сфере неизбежны на чем придется экономить стране и гражданам. Единственное исключение -- химическая промышленность, где эта закономерность не проявляется. бюджет на 2015 год. Уже известно, что он будет дефицитным. Грозят ли сокращения социальной сфере..
Текущая внешнеполитическая ситуация на финансировании социальной сферы в Российской Федерации ? — Полагаю, в условиях экономической стагнации федеральный и региональные бюджеты будут ограничивать социальные расходы. И не только в ближайшие месяцы, но и в перспективе до 2020 года. Когда президент подписывал майские указы 2012 года о повышении зарплат бюджетникам, пенсий и других выплат, экономический рост ожидался 4-5 процентов в год. В прошлом году рост ВВП замедлился.
Из-за ухудшившейся внешнеполитической ситуации он и вовсе снизится до нулевого значения. Таким образом, бюджетный трехлетний план на нынешнего-2016 годы может недополучить по меньшей мере 2 трлн рублей. Однако программу повышения зарплат никто пока не отменял, и это породило финансовый кризис региональных бюджетов: у них уже нет денег для ее выполнения. — Что в первую очередь может оказаться под ударом — зарплаты бюджетников, пенсии, пособия на детей?
Проект федерального бюджета на 2015 год уже предусмотрел сокращение социальных расходов по сравнению с первоначально запланированным более чем на 230 млрд рублей. Рост зарплат бюджетникам сокращен до 5,5 процента против первоначальных 10 процентов. На практике это значит, что рост зарплат отстанет от инфляции. Пенсий это не коснется: по закону они должны быть индексированы на величину инфляции при любых условиях. Но тогда возникнет проблема, с которой мы уже сталкивались в 2009 году.
Фонд зарплаты будет снижаться в реальном выражении, то доходы Пенсионного фонда Российской Федерации тоже сократятся. Пять лет назад Татьяна Голикова, тогдашний министр здравоохранения и социального развития, проводила пенсионную реформу, в результате которой даже в кризис пенсии за три годы выросли на 50 процентов. Деньги для этого взяли из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. — Сейчас может случиться то же самое?
Размеры фондов по отношению к ВВП уменьшились почти в два раза: сейчас там осталось около 6500 млрд рублей, или около 9 процентов ВВП, а пиковый уровень в 2009 году был близок к 20 процентам ВВП. При этом Фонд национального благосостояния уже почти распределен. Одна только Роснефть запросила у правительства суммы даже большие, чем есть в этом фонде. И пока неясно, как финансировать социальные обязательства в условиях неблагополучной экономической ситуации.
Планы и прогнозы оказываются далеки от реальности? — Восемьдесят процентов изменений в экономической динамике этого года связаны с внешнеполитическим конфликтом.
Последствия в проекте бюджета заранее не учитывали. Но конфликт случился, и цена на ближайшие три года уже оценивается примерно в 10 трлн рублей. Столько денег мы потеряли от снижения потенциального роста экономики. Эти деньги можно было использовать для повышения уровня жизни людей. — Есть ли расчеты, какую сумму составляют социальные расходы в расчете на одного гражданина в год? И как мы выглядим в сравнении с другими странами?
В прошлого году по оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития.— О) минимальный уровень социальных расходов среди развитых стран — 15,8 процента ВВП — был в Израиле. Максимум — 33 процента — во Франции. В Российской Федерации в сопоставимой разбивке социальные расходы в процентах ВВП опубликованы только за 2005 год. Тогда они были как сейчас в Израиле — 15,7 процента ВВП. С тех пор подросли из-за роста пенсионных выплат. В прошлого году превысили 10 трлн рублей.
Свыше 70 тысяч рублей на одного гражданина. — Стоит ли сейчас вопрос о пересмотре социальных обязательств государства? — Как я уже сказал, первоначально запланированные на трехлетку нынешнего-2016 расходы бюджета на социальные нужды уже сокращаются. Поэтому какие-то ограничения в социальной сфере неизбежны. Вероятно, часть этих ограничений будет осуществляться на региональном уровне. На территориальные бюджеты возложили много обязательств, которые они сами на себя не брали. Например, жесткий график повышения зарплаты бюджетников в социальной сфере. Федеральные власти стали перекладывать на регионы новые функции, не подкрепляя их дополнительными трансфертами. — Есть социальные права граждан, и есть граждане, которые живут как иждивенцы. Где граница между правами и иждивенчеством?
ВРоссийской Федерации эта проблема сейчас не столь актуальна, как во многих других странах. Достаточно посмотреть, например, статистику отработанных человеко-часов в течение года. Российская Федерация уже много лет находится на уровне развитых стран. То есть люди работают много, у нас высокий уровень занятости населения. Показатели безработицы сейчас колеблются от 4,9 до 5,7 процента. Никогда после 1991 года не было таких низких показателей. И количество вакансий у нас стабильно превышает количество ищущих работу. Сейчас почти все, кто хочет найти работу, ее находят. Нельзя сказать, что Российская Федерация — страна иждивенцев. Наоборот, Российская Федерация — страна, где люди хотят работать.
Общество проявляет себя иждивенчески: это возраст выхода на пенсию. Много говорят, что люди не доживают до пенсии и поэтому пенсионный возраст повышать нельзя. Но реально мы знаем, что практика совершенно другая. Около половины тех, кто выходит на пенсию, продолжают работать. Люди пытаются увеличить свои доходы за счет пенсии, но они и не планируют покидать рынок труда. У нас очень много всяких досрочных пенсий. В том числе у врачей, военных, учителей.
Не хватает рабочих рук, а при этом мы стимулируем ранний выход на пенсию. Это неправильная политика. Поэтому вопрос пенсионного возраста — это главное, что у нас разделяет иждивенческую психологию от неиждивенческой. От этой проблемы никуда не уйти, ее придется решать.
Когда безработица на очень низком уровне, а экономического роста нет? — Она парадоксальная из-за нашей демографии. В Российской Федерации, а также на UKR и еще в нескольких странах происходит быстрое естественное сокращение трудоспособного населения. Но снижение экономического роста при этом не парадокс, а закономерность. Сейчас в мире появились серьезные исследования на эту тему. Одно из них провела компания Moody's в 112 странах
Там, где тормозится рост трудоспособного населения, резко замедляются и темпы роста производительности труда. — Почему? — Инвесторы меньше вкладывают в экономику таких стран. Старение населения ухудшает инвестиционный климат. Затрудняются инновации. Главная проблема Российской Федерации в том, что у нас огромная часть населения, гораздо больше, чем в развитых странах, работает в условиях, в которых производительность не может быть высокой по определению. Это связано с географией размещения нашего производства.
— Да. Как бы люди ни старались, они в таких условиях высокую производительность труда не могут обеспечить. В высокоразвитых странах сейчас больше половины населения живет в агломерациях, зонах очень высокой плотности экономической активности. В среднеразвитых странах поменьше, где-то 20 процентов. У нас в такой зоне высокой экономической плотности живут меньше 20 процентов населения. В агломерациях наиболее высокая производительность труда. Обследование российских предприятий одной и той же отрасли показывает: в городе с населением свыше 1 млн человек в производительность труда на 50 процентов выше, чем в городе с населением меньше 50 тысяч человек.
Единственное исключение — химическая промышленность, где эта закономерность не проявляется. Российская Федерация по-прежнему испытывает трудности с тем, как организовано наше население. Люди, живущие во многих периферийных населенных пунктах, никогда не смогут получить хорошую занятость и достойную зарплату. Они доживают свой трудовой век на устаревшем предприятии, которое неблагополучно не только потому, что давно было построено, но и потому, что инвесторы не видят перспектив его развития. Это все приводит к очень неприятным вещам. Развивается отходничество. Как во времена крепостного права, когда крестьяне летом работали на барина, а зимой подавались в города и там зарабатывали гораздо больше, чем за все время летней страды. Недавно я читал одно исследование, в котором говорится, что отхожим промыслом у нас заняты 10-15 млн человек. Работают, например, в Москве охранниками, а живут в Удмуртии. Мотивация к труду у людей есть, они хотят честно зарабатывать деньги. Но не могут это сделать там, где живут. Миллионы людей мучаются из-за того, что они вынуждены зарабатывать в других местах, в отрыве от своих семей. Очень серьезная проблема. Ее можно решить, помогая людям переезжать в те места, где есть перспективы хорошей работы.
Нужно строить больше жилья, в том числе создавать рынок дешевого арендного жилья, о чем наше государство много говорит, но делает мало. — Некоторое время назад были разговоры о поддержке моногородов, их посчитали, наконец, какую-то программу разработали. Что с этой программой сейчас?
Провели конкурсы, одобрили представленные городами программы, выделили несколько сот миллиардов рублей. Но решительного изменения ситуации не получилось. Не случайно Владимир Путин в своем послании прошлого года говорил о 15 млн человек, живущих в моногородах, с которыми надо что-то делать, чтобы люди не оказались безработными и не пришлось бы их поддерживать пособиями.
Все счастливые города счастливы одинаковы, а каждый несчастный несчастлив по-своему. В 2009 году власти оказались не в состоянии определить, чем же несчастлив каждый моногород. Одного решения на всех нет, и быстро эти проблемы не решить. Сейчас в проекте бюджета на 2015 год заложены несколько миллиардов рублей на исполнение поручений президента. Но проблема та же: администрировать эти проекты некому. Занимался этим Минрегион, его только что распустили. Причем еще до его роспуска многие ценные специалисты ушли в Министерство по делам Крыма — они увидели там лучшие перспективы. А здесь нужно строго индивидуально разрабатывать проблему каждого города, какой-то надо расселить, а к какому-то, наоборот, построить дорогу, чтобы он стал частью агломерации, и тогда этот город расцветет. Где-то надо дать субсидии профильному бизнесу, где-то надо помочь прийти новым инвесторам. Ну нет стандартных решений. А разбираться с этим пока некому.
Вусловиях неблагоприятной экономической конъюнктуры не предлагается пересмотреть практику расходования средств? Ведь многое просто улетает впустую. Существует ли культура расходования средств, культура экономии? — Да, желания такие делаются. Вот буквально в конце прошлого и начале этого года по инициативе правительства и Министерства финансов была проведена инвентаризация бюджетных расходов, в том числе и в социальной сфере. Результаты были разные. Где-то они ничего нового не добавили, а в некоторых сферах получились неожиданными.
Количественный аналитик и исследование, расходы на инвалидов, отдельные органы социальной защиты закупкают 12 тростей на каждого инвалида в год. Или уж совсем пикантная история с памперсами для инвалидов. Есть расчеты, сколько человек может выделить жидкости и сколько нужно памперсов. Выяснилось, что закупкают памперсов во много раз больше, чем можно физически использовать. При планировании расходов не проводится надлежащей оценки реальной потребности, которая позволила бы сделать эти расходы гораздо более разумными.
Это требует очень хорошей квалификации, способности собрать исходные данные и сделать грамотные расчеты. Ну и надо думать головой. Например, расходы на лекарства — там огромное поле для оптимизации.
Ввели электронные рецепты. Спрос на лекарства просто радикально изменился. А лечение не ухудшилось, а улучшилось, потому что раньше некоторые пациенты просили выписывать им лекарства, не соответствующие диагнозу, а врачи шли навстречу. В социалке просто взять и порезать — это очень опасно. Я привожу примеры, когда относительно маленькие статьи расходов могут давать большую экономию. Но каждая такая мелочь требует очень тщательного изучения. У Минфина не хватает специалистов, которые могли бы проверить каждую копейку расходов.
Есть разница между квалификациями Master of Business Administration и Master of Public Administration. Тех, которые of Busines, учат зарабатывать деньги, а тех, которые of Public,— разумно расходовать средства в интересах населения. У нас среди государственных служащих, отвечающих за социальную сферу, много ли людей с такой квалификацией? — Чиновники, которые сейчас занимают должности государственных служащих, и особенно те, которые принимают решения, учились по совершенно другим программам.
Академия госслужбы с ее многочисленными филиалами, включенная недавно в состав РАНХиГС,— это в прошлом Высшая партийная школа. В советское время там не учили, как разумно распределять деньги. Готовили пропагандистов, партийных работников, но это совершенно другие задачи. Современные программы подготовки специалистов public policy (публичной политики) включают высокие требования к количественной аналитике, к способности сопоставлять сложные данные, проводить первичные обследования и понимать их, применять математические модели. Людей учат управлять социальными экспериментами, эффективно вести учет затрат и многим другим вещам, по которым у наших служащих, к сожалению, пока не хватает подготовки и квалификации.
Долгосрочная задача… Я сейчас участвую в проекте, который только запускается в РАНХиГС. Проект ставит именно такую задачу — сформулировать новый образовательный стандарт, в который в том числе могут быть включены эти недостающие квалификации. К сожалению, было упущено очень много времени, и сейчас приходится эту работу начинать с довольно низкого уровня. Индивидуальный подход выстраивать финансовую стратегию. Все семьи разные, у всех разные доходы, живут в разных условиях.
Усемьи нет жилья, сейчас может оказаться хорошее время для его приобретения. Рост цен на жилье отстает от инфляции, жилье во многих регионах начало дешеветь по отношению к растущим ценам на другие товары. Пока не подросли проценты на ипотеку, можно взять кредит на покупку жилья. И вложив деньги в жилье, есть шанс их сохранить. Банки сейчас, к сожалению, стали менее надежны, за исключением нескольких крупных государственных. Экспериментировать не стоит, особенно если коммерческие банки обещают большие процентные ставки. Что касается государственных банков, проблема в том, что дальнейшее развитие страны связано с внешнеполитической неопределенностью.
Может сильно влиять на способность банков исполнять валютные обязательства. Недостаток валюты в крупнейших банках Российской Федерации. Держателям валютных счетов надо понимать, что внешнеполитическая ситуация может ухудшаться. стоит отметить, во втором полугодии текущего года наши компании и крупные банки должны выплатить международным кредиторам не менее 85 млрд долларов. Такой отток валюты составит проблему для банков. Я думаю, семьи должны иметь некоторый резерв наличной валюты. Надо вспомнить уроки 90-х годов. Я не алармист, но кризисные валютные ситуации могут возникнуть, и никто от этого не застрахован. Надо иметь валютную подушку, которая поможет пережить трудные времена.
Наличной валюте, потому что банки в случае резкого ухудшения внешнеэкономической ситуации могут оказаться не в состоянии выдавать валюту со счетов в тех количествах, которых население захочет получить. Это не значит, что все надо держать в долларах и под подушкой, но определенный резерв необходим. Если все будет более или менее благополучно, можно держать деньги на депозитах в крупных государственных банках, на них пока распространяются государственные гарантии. И процентные ставки по депозитам сейчас растут. Но что касается акций, облигаций и других ценных бумаг, надо понимать, что наш финансовый рынок сейчас в очень плохом состоянии. Лучше купите что-нибудь из товаров длительного пользования. Если вы копили на автомобиль — покупайте.
Автодилеры предлагают даже беспроцентные кредиты. Это выгодно, потому что инфляция в этом году приближается к 8 процентам, а в следующем году может быть и выше.