Инвестиции в Жилищно-коммунальное хозяйство

 Инвестиции в Жилищно-коммунальное хозяйство и тарифы ЖКХ: обуздание инфляцией Новые схемы расчета тарифов временно порадуют скорее потребителей, чем инвесторов. Очередное повышение в Российской Федерации тарифов на услуги ЖКХ, проведенное с 1 июля, было значительно меньшим, чем за все последние годы. Его ограничили уровнем в 70 процентов прошлогодней инфляции, и потому в среднем по стране рост коммунальных платежей, по оценкам Федеральной службы по тарифам, составил 4,2 процентов. Однако на ближайшие три года от такой скидки власти недавно решили отказаться, и рост тарифов на тепло, электроэнергию, воду и газ будет ограничиваться полной инфляцией. По замыслам, это должно побудить компании сектора сокращать издержки – все прошлые годы именно они являлись базой для расчетов очередного повышения тарифов. Регуляторы, по сути, отходят от ставшей привычной для Жилищно-коммунальное хозяйство схемы издержки плюс, предполагавшей, что очередные уровни тарифов рассчитываются, исходя из себестоимости услуг для компаний- поставщиков, а Вместе с тем определенной добавки к ней, которая была призвана обеспечить им хотя бы минимальный уровень инвестиций в собственное развитие. В ситуации замедления темпов экономического роста власти принимают меры по сдерживанию роста тарифов естественных монополий, который в последние годы опережал темпы инфляции, отмечает аналитик по электроэнергетике. Ситуация изменилась, и теперь, видимо, потолком для роста этих тарифов и можно считать текущие уровни инфляции. Если нет конкуренции, зачем стараться?

Можно и тарифы повышать, и модернизацию не проводить, добиваясь, чтобы твои услуги становились не только лучше, но и дешевле Потребителям такая схема может представляться, безусловно, выигрышной, однако в долгосрочной перспективе она вряд ли жизнеспособна, продолжает Купреев. Сектору остро необходимы механизмы привлечения инвестиций, а прямое ограничение динамики его тарифов, без привязки к инвестиционным программам компаний, уже лет через 5-7 может привести к новой деградации активов, повышению общего уровня их износа. В итоге мы можем вернуться к ситуации, когда отрасли так же остро не хватает инвестиций, даже несмотря на относительно высокие тарифы.

Главным сдерживающим фактором для инвестиций в Жилищно-коммунальное хозяйство является даже не то, что тарифы в нем растут медленнее, чем ранее, а сам факт, что они по- прежнему жестко, директивно регулируются, полагает директор Института стратегического анализа регулируются, в том числе, в зависимости от политической конъюнктуры. Для инвесторов всегда остается загадкой, что же дальше намерены предпринять власти? В общей структуре потребительской корзины доля текущих расходов на оплату услуг Жилищно-коммунальное хозяйство составляет в Российской Федерации 10,8 процентов, а в прошлом году – 11,1 процентов А в такой ситуации далеко уйти от схемы затраты плюс в отрасли вряд ли получится.

Несмотря на любой аудиторский контроль регуляторов, компании всегда смогут так или иначе обосновать свои новые затраты, если это необходимо для повышения их тарифов. И такой механизм не исчезнет до тех пор, пока сохраняется сама система директивного тарифного регулирования. Они имманентно присущи друг другу. Но можно регулировать коммунальные тарифы иначе, уверен Николаев. Не государство их устанавливает, а сами компании. А власти, со своей стороны, проверяют, не злоупотребили ли они при этом своим доминирующим положением на рынке? И если да, то компания получит такие штрафы, что повторять не станет, иначе – просто разорится.

В электроэнергетике были отменены так называемые контракты последней мили, за счет которых большие промышленные потребители традиционно субсидировали поставки электроэнергии населению. Такой механизм называется перекрестным субсидированием. Впрочем, отменены контракты были пока лишь для двух третей регионов страны, в остальных процесс затянется, в отдельных – вплоть до 2029 года. Средний по стране реальный тариф на тепловую энергию оказывается сегодня на 15-20 процентов ниже расчетного уровня альтернативной котельной. То есть при переходе на новую схему расчета средний российский тариф на тепло должен вырасти именно на эту величину Эффект перекрестного субсидирования легко представить на сравнении тарифов для разных категорий потребителей, говорит аналитик по электроэнергетике из банка .

В Европе население платит за тот же объем электроэнергии в 2-3 раза больше, чем промышленные потребители, а в некоторых странах разница может достигать и 6 раз. Связано это со значительно большими затратами энергокомпаний на поставку энергии многочисленным конечным потребителям в жилом секторе, чем для многократно меньшего круга потребителей крупных.

Несколько лет назад все было наоборот: тарифы для населения оказывались в разы ниже, чем для промышленности, теперь же они примерно сравнялись, передачу государством, в лице Федеральной сетевой компании (ФСК), небольших участков магистральных сетей в аренду местным структурам, Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). Таким образом в цепочке передачи электроэнергии от производителя конечному потребителю появлялось дополнительное звено, услуги которого и оплачивали большие потребители, в них, собственно, не нуждавшиеся. Их переплата и обеспечивала перекрестное субсидирование. Получается, что в расчете на один квадратный метр жилья жители этих российских городов платят за тепло практически столько же, сколько жители Хельсинки, хотя местные тарифы в три раза ниже финских, не говоря уже о разнице в доходах населения. И такая ситуация практически по всей стране .

Регионы освобождаются от этого бремени, получая необходимую им электроэнергию по сетям высокого напряжения напрямую от ФСК, а не через регионального посредника. Но в итоге оплачивать его услуги фактически станут малый бизнес и население, получающие электроэнергию по сетям среднего и низкого напряжения. Тем самым, которые большие потребители не используют, но еще недавно частично оплачивали.

Теплоснабжение

Отказ от последней мили ведет к заметному снижению тарифов для них, что особенно важно для таких энергоемких производств, как металлургия или Нефтехимия. Эффект же для населения и малого бизнеса будет обратным: тарифы для них будут повышаться более высокими темпами. Тем не менее, в целом объемы перекрестного субсидирования в отрасли пока остаются внушительными. Речь, по его словам, идет не только о кросс- субсидировании одних групп потребителей или отдельных регионов другими, но и о субсидировании электроэнергетикой в целом энергетики тепловой.

Теплоснабжение – базовая отрасль ЖКХ, на ее долю приходится более 60 процентов всех коммунальных платежей, и это рынок объемом в 2,5 процентов ВВП отмечал на недавней энергетической конференции.

Можем вернуться к ситуации, когда отрасли так же остро не хватает инвестиций, несмотря на относительно высокие тарифы Напомнив, что главная проблема отрасли – низкая эффективность, он сослался, в частности, на такие расчеты компании. В столице Финляндии Хельсинки тарифы на тепло примерно втрое выше, чем в сравнимых с ней по населению и климату городах Российской Федерации. Но в последних потребление тепла оказывается втрое большим, чем в Хельсинки. Получается, что в расчете на один квадратный метр жилья жители этих российских городов платят за тепло практически столько же, сколько жители Хельсинки, хотя местные тарифы в три раза ниже финских, не говоря уже о разнице в доходах населения.

Электроэнергетика

Ситуация практически по всей стране, – и с этим надо что-то делать. Если в российской электроэнергетике уже функционирует, и вполне успешно, конкурентный рынок, то создать конкуренцию в энергетике тепловой, в силу ее специфики, гораздо сложнее — возможно лишь в ограниченных масштабах и на ограниченных рынках, где фактически будут действовать либо монополии, либо олигополии. Поэтому в теплоснабжении применяются иные методы регулирования, которые основаны, в частности, на конкуренции между системными производителями тепловой энергии – например, крупными региональными тепловыми электростанциями – и некими локальными ее поставщиками. Такой механизм не исчезнет до тех пор, пока сохраняется сама система директивного регулирования тарифов. Они имманентно друг другу присущи Речь идет, в первую очередь, о так называемой альтернативной котельной – механизме.

Результат виртуальных расчетов, производимых по методикам, разработанным Министерством энергетики. Регулятор устанавливает некие ограничения как по росту тарифа на тепловую энергию, так и абсолютному его значению. И привязывает их к себестоимости ее производства на локальном источнике. Условно, это может быть индивидуальный котел для квартиры, подъезда или всего жилого дома, – продолжает Расстригин, – и стоимость услуг системного поставщика тепла не может превышать его стоимости на таком локальном источнике.

Пповышение тарифов на услуги Жилищно-коммунальное хозяйство

Регулярное повышение тарифов на услуги Жилищно-коммунальное хозяйство неизменно ускоряло общий рост потребительских цен в стране, будучи их частью. За последние пять лет темпы роста тарифов замедлились более чем вдвое (по данным Росстата, с 20 процентов в 2009 году до 9,6 процентов – в 2013-ом). При этом годовая инфляция замедлилась менее чем в полтора раза (с 8,8 процентов до 6,5 процентов). Разрыв года нынешнего будет зависеть от фактического роста цен, который, в свою очередь, определит лимит роста тарифов Жилищно-коммунальное хозяйство в будущем году. В общей структуре потребительской корзины доля текущих расходов на оплату услуг Жилищно-коммунальное хозяйство составляет в Российской Федерации 10,8 процентов, а в прошлом году – 11,1 процентов, поясняет главный экономист Номос-Банка Кирилл Тремасов. При таком удельном весе тарифов на услуги Жилищно-коммунальное хозяйство их рост, скажем, на 5 процентов добавляет к общим темпам потребительской инфляции примерно 0,5-0,6 процентного пункта.

Волна инфляционных ожиданий

Эффект для населения и малого бизнеса будет обратным: тарифы для них будут повышаться более высокими темпами Однако недавняя девальвация рубля породила новые инфляционные ожидания, став ключевым фактором ускорения инфляции в Российской Федерации в первом полугодии, продолжает Тремасов. А эти ожидания подталкивают компании, в том числе – работающие по регулируемым тарифам, к повышению своих цен. Регулируемые тарифы будут расти быстрее, чем заложено в нынешних планах правительства. стоит отметить, сам рынок услуг ЖКХ, в его нынешнем виде, по-прежнему мало конкурентный, по-прежнему организации, их оказывающие, зачастую связаны с органами власти

А если нет конкуренции, зачем стараться? Можно и тарифы повышать, и модернизацию не проводить, добиваясь, чтобы твои услуги становились не только лучше, но и дешевле… Поэтому, хотя собственно уровень тарифов и имеет большое значение для инвестиционных планов компаний, работающих на рынке услуг ЖКХ, ключевую роль для стимулирования инвестиций в отрасли играет именно развитие в ней конкуренции. Метки: жкх,россия,регулирование тарифов,экономика Российской Федерации,коммунальные тарифы,тепловая энергетика,электроэнергетика,последняя миля,альтернативная котельная.