Почему хотят экспортировать нефть, оставаясь ее импортером Разрешено двум компаниям экспортировать небольшие объемы сверхлегкой нефти. Это, в общем- то, даже не нефть, а конденсат, хотя он и используется при производстве нефтепродуктов и учитывается как нефтяная добыча. Но за этим не столь принципиальным для мировой нефтяной отрасли решением скрывается еще один сюжет, который действительно связан с пока гипотетическим американским нефтяным экспортом и который действительно может повлиять на мировой баланс нефтяного предложения. Сначала зафиксируем самые очевидные вещи. В любом случае остаются чистым импортером нефти, химическая промышленность (вторым на планете — совсем недавно.
Существует запрет на экспорт сырой нефти, химическая промышленность (через различные исключения около 250 тыс. баррелей нефти, химическая промышленность в день экспортируются в Канаду), законодательно разрешено экспортировать нефтепродукты (сейчас — это около 3 млн баррелей в день). Здесь мы видим еще один фактор, из- за которого нефтяной рынок Америки (опять же в отличие от газового) уже сейчас интегрирован в мировые балансы спроса и предложения на жидкие топлива. Почему же вокруг гипотетического нефтяного экспорта Америки такой ажиотаж? Дело в том, что внутренние цены на нефть (если говорить об основной марке WTI) примерно на 10 долл. ниже, чем среднемировые цены (Brent).
Именно эту разницу в цене Америки (пока — гипотетически) и могут экспортировать на мировые рынки, немного снизив цены на нефть во всем мире.
Цены на нефть оказались ниже мировых, сложилась не сейчас, а еще несколько лет назад, когда сланцевая добыча не оказывала столь существенного влияние на внутреннее американское предложение нефти. Казалось бы, парадокс — как такое может быть, если страна — импортер нефти? Тогда разницу в ценах (дифференциал) было принято объяснять дефицитом трубопроводных мощностей в точке физической торговли WTI, в результате чего в регионе создавался избыток сырья, а цены снижались. в настоящее время появилась и вторая причина. В стране из-за сланцевой добычи появился избыток легких нефтей, которые еще дешевле базовой американской WTI. Вероятно, они оказывают давление и на котировки WTI. Но здесь проблема более серьезная. Соединенным Штатам сейчас просто не нужно столько легкой нефти. Немного теории Чем легкая нефть отличается от тяжелой? В первую очередь числом атомов углерода в среднестатистической углеводородной молекуле, из которых и состоит нефть.
Для легкой и традиционной нефти, химическая промышленность это может быть около 7–20 атомов, для тяжелой — и больше 20. Для производства моторного топлива оптимальна золотая середина. Поэтому слишком длинные цепочки на НПЗ расщепляют на несколько частей (крекинг), слишком короткие — подмешивают к другим компонентам при производстве товарного бензина (компаундирование). стоит отметить, необходимо вспомнить кое-что о т.н. легких углеводородах — промежуточных соединениях между традиционной нефтью
Пентан (С5) и гексан (С6). Почему мы их разделили на две группы? В первую очередь потому, что учитываются они по-разному. Первые три вещества в американской статистике идут как Natural gas liquids, жидкие фракции природного газа. Сфера их применения: Нефтехимия, обогрев жилищ в удаленных районах, реже — моторное топливо (как, как вариант, в случае нашей пропан-бутановой смеси). Напротив, пентан и гексан (т.н. natural gasoline или конденсат) учитываются в Америки вместе с сырой нефтью. Этот продукт ценный (и для нефтехимии, и для производства бензинов), поэтому торгуется часто при ценах даже более высоких, чем сама нефть. В то же время в качестве моторного топлива (бензина) в чистом виде он не годится — возникают проблемы с октановым числом. Источниками этих компонент (и С2-С4, и С5-С6) могут быть как газовые (оттого и название — конденсат или газоконденсат), так и нефтяные скважины.
Экспорт условной нефти, химическая промышленность Разрешение на экспорт выдано именно на конденсат (основные компоненты: пентан-гексан, или ультралегкая нефть, как его еще называли в новостных заметках). Но выделяют конденсат преимущественно при газовой добыче (где при атмосферном давлении компоненты конденсируются, то есть становятся жидкими). А в случае нефти, химическая промышленность эти компоненты хорошо себя чувствуют в смеси с более тяжелыми нефтяными фракциями, и без необходимости их просто не будут выделять. То есть разрешение на экспорт (пока двум компаниям), которое было выдано, — фактически не на нефть, а на легкокипящие фракции, получаемые при добыче природного газа. Откуда компании будут брать конденсат — из нефтяной или газовой добычи — не сообщается).
Первые поставки должны начать в августе. Пока объемы невелики, хотя уже начались спекуляции о скором росте этого экспорта до 700 тыс. баррелей в день и даже 3 млн (столько конденсата Америки сейчас, естественно, даже не добывают).
Разрешение на экспорт выдано по формальным признакам. Чтобы отделить конденсат от других компонент, его нужно пропустить через соответствующие установки. Это и решили трактовать как переработку — а значит, появился нефтепродукт. Что уже повлекло за собой выступления представителей других компаний, которые готовы подготовить по таким же формальным признакам свой конденсат. Но пропускать в этом случае для получения экспортного продукта через разделительные мощности добытчики хотят уже не газоконденсат, а легкую нефть. Зачем Штатам экспортировать нефть и чем это будет вредно для нас Но за этим, в общем-то, некритичным для нефтяной индустрии решением существует проблема более серьезная.
Рост добычи нефти, химическая промышленность в Америки идет за счет сланца. Нефть, получаемая таким образом, как правило, легкая и очень легкая. А к такому сырью нефтеперерабатывающие заводы Америки оказались не готовы. Многие американские НПЗ заточены на средние и даже тяжелые сорта нефти, химическая промышленность (ведь ожидается рост импорта тяжелой нефти, химическая промышленность из нефтяных песков, тяжелая нефть идет и из Венесуэлы).
Продать на внешние рынки избыток легкой нефти, химическая промышленность(которая на мировом рынке заметно дороже, чем в Америки, — по указанным выше причинам) и взамен купить обычной. Можно даже немного выгадать на разнице в цене. В случае разрешения на экспорт нефти, химическая промышленность из Америки внутренние цены на нефть сразу вырастут. Ненамного, вопрос максимум 10 долларов за баррель, так как различия здесь не такие, как в случае газового рынка, но тем не менее. Но это может привести к увеличению рентабельности сланцевой добычи и, как следствие, суммарному росту американской нефтяной добычи. По оценкам IHS, в случае отмены запрета на экспорт добыча сырой нефти, химическая промышленность в Америки вырастет с 8,2 до 11,2 млн баррелей в день, а расходы Штатов на импорт нефти, химическая промышленность снизятся на 67 млрд долл. в год. А вот фактический рост мирового предложения — на 3 млн баррелей в год — это уже безотносительно экспорта сам по себе серьезный фактор влияния на мировые цены.
Исследование, вероятно, представляет точку зрения добытчиков.
Рост внутренних цен на нефть вызовет и увеличение цен на бензин. И хотя в целом для экономики решение об экспорте нефти, химическая промышленность может оказаться положительным, рядовой американец в первую очередь увидит новые ценники на заправке. Тем не менее, здравый смысл в предложениях о фактическом обмене на мировом рынке ненужной легкой на нужную среднюю нефть
Легкость и тяжелость нефти, химическая промышленность описывается через т.н. плотность в градусах API. Не будем вдаваться в подробности, как она вычисляется. в настоящее время запомним главное. Легкой считается нефтьс плотностью по API 35–40 и выше (самые легкие — API около 50). Соответственно, тяжелые — меньше 35 (канадские битумы — плотность около 10). Неслучайно именно сейчас американское Минэнерго подготовило небольшое исследование, дифференцирующее нефтяную добычу Америки по плотности и пытающееся понять, доля какой нефти, химическая промышленность будет увеличиваться в дальнейшем.
Выводы предсказуемы: все больше будет легких нефтей с API 45 и выше. Для сравнения, у WTI плотность по АPI около 40. Все, что выше, уже представляет меньший интерес для американских НПЗ и, следовательно, может получить разрешение на экспорт. В то же время нужно понимать, что здесь теоретически открываются возможности для манипуляций. Плотность нефти, химическая промышленность — это плотность смеси.
И нефть средней плотности может быть как природного происхождения (где типовая углеводородная цепочка обычно средней длины), так и искусственно намешанная сумма тяжелой нефти, химическая промышленность и, как вариант, того же легкого конденсата. Кстати, именно так транспортируют тяжелую канадскую нефть — смешивают ее с конденсатом, который фактически используется в качестве растворителя. Это позволяет транспортировать такую смесь по трубопроводам или же облегчает наливные операции с ней. С ожидаемым увеличением добычи тяжелых нефтей в Канаде возрастет и спрос на конденсат. Поэтому в Канаде с большим воодушевлением восприняли прогнозы о росте его собственной добычи, так как сейчас конденсат для этих операций приходится импортировать из других стран, в т.ч. и из Америки. Но этот сюжет скорее интересен как яркий модельный пример игр с плотностью, так как тут все прозрачно и законодательно урегулировано. Но ясно, что соблазны смешивать слишком легкие и слишком тяжелые фракции, чтобы выдать их за среднестатистическую нефть, остаются.
Старается собирать данные по сырью, получаемые непосредственно на скважине. Почему сланцевая нефть взрывается? Если же возвращаться к сланцевой добыче в Америки в контексте плотности нефти, то тут уже сейчас возникают вопросы. есть мнение, некоторое время назад цистерны, транспортировавшие сланцевую нефть из Северной Дакоты (месторождение Баккен), стали взрываться. Вроде как было проведено расследование, а опрос экспертов показал, что основная причина — высокое содержание летучих компонент, газов, а сверхлегкая нефть с месторождения является фактически чуть ли не газоконденсатом. Причем проблема характерна не только для Баккена, но и для других сланцевых месторождений.
Все это неудивительно и как раз полностью описывается логикой нашего материала. Но вопросы тут возникают. Во-первых, какие летучие компоненты приводят к взрывам? Просто слишком высокая доля низкокипящих фракций (С5-С6) или наличие фактически газов (С3-С4), которые могли забыть удалить перед отгрузкой. Ведь идет сланцевая лихорадка, а нефтеподготовкой нужно заниматься, закупать оборудование. Плюс к тому, сохранить в нефти, химическая промышленность дешевые летучие компоненты (например, бутан) — выгодно, так как отдельно его продать удастся значительно дешевле, да еще потратиться на разделение и отдельную транспортировку. Возникают и другие вопросы.
Основная часть добычи на Баккен — это нефть с API 40–45. Чистым конденсатом здесь и не пахнет (для конденсата плотность обычно не определяется, но если подойти формально, то для гексана (C6) плотность по API составляет около 80). Просто легкая и даже не сверхлегкая нефть. Но если нефть с Баккен действительно имеет плотность около 40–45 (немногим легче WTI) и при этом взрывается, это означает, что наряду с легкими компонентами, которые заметно увеличивают API смеси, там содержится и много, наоборот, очень тяжелых компонент. Пока вопросов здесь больше, чем ответов. Но как представляется, тема, связанная с качеством американской сланцевой нефти, химическая промышленность (в контексте и стандартизации, и возможного экспорта), станет в ближайшее время достаточно горячей. А значит — появятся подробности, которые позволят ответить на эти вопросы. Мы будем следить за развитием событий.