Наука и медицина: реактивы, энергоресурсы, транспортировка -товары на вывоз, основная продукция — приборы для синтеза ДНК и РНК, которые используются для обеспечения потребностей науки и медицины в реактивах для проведения. Большая доля внешнеторгового оборота Новосибирской области приходится на страны дальнего зарубежья В прошлом году наметилась тенденция к снижению объемов экспортируемых из региона товаров. Продолжится ли это и в 2014 году? Эксперты пока осторожны в оценках. Они говорят о необходимости принятия поддерживающих мер со стороны государства, более жестком регулировании ценовой политики в топливно-энергетическом комплексе и грузовых перевозках, а также не исключают негативного влияние крымского фактора на динамику новосибирского экспорта. Обратка курсовой разницы Большинство новосибирских экспортеров рост курса иностранной валюты не особенно воодушевил.
Выигрыш от падения рубля в основном предрекают сырьевикам, которых в регионе немного. Поставки топливно-энергетических товаров в прошлом году занимали второе место в объеме экспорта — 13 процентов, или 169,3 миллиона долларов США, преимущественно в страны дальнего зарубежья. В этом году топливная доля в товарной структуре экспорта региона выросла уже до 23,8 процента, в денежном выражении всего за два месяца — январь и февраль — составив пятую часть прошлогоднего объема. Предприниматели-экспортеры другой отраслевой направленности заявляют, что серьезно сыграть на курсовой разнице не получится. Монопольные структуры в связи с падением рубля повышают цены и, следовательно, экспортеры тоже вынуждены будут их повысить, чтобы компенсировать свои издержки по всем позициям.
Расходы бизнеса на энергоресурсы и транспортировку. Несмотря на действующие в регионе и в целом по стране механизмы господдержки экспортеров, представители малого и среднего бизнеса, участвующие во внешнеэкономической деятельности, положением в этой сфере не удовлетворены. — Помощь Правительства нужна в оперативном решении вопросов по выделению площадей в аренду под производство, с энергетическими мощностями, выделению земли под строительство, льготам по налогам, кредитованию, — считает Елена Богданова, директор Гелиос. Украинское присутствие Впрочем, погоду в экспортном секторе традиционно делает самый крупный игрок — машиностроение, объемы которого в прошлом году составили 54 процента от общей экспортной массы. Денежный эквивалент поставок оборудования и машин за рубеж, зафиксированный Новосибирской таможней за 12 месяцев прошлого года, превысил долларов 673-миллионную отметку.
78 миллионов ниже, чем результат предыдущего периода, и почти на 90 миллионов долларов ниже, чем в 2011 году. Наряду с тем, что востребованность продукции новосибирских машиностроителей в дальнем зарубежье в прошлом году (долларов 306 миллионов) стала возвращаться на позиции 2011-го (долларов 344 миллиона), в странах бывшего СНГ, за пределами Таможенного союза, она, напротив, упала. Качели продолжили движение в текущем году. Судя по отчету таможенников за январь-февраль, ситуация снова складывается в пользу стран СНГ, на долю которых в настоящее время приходится более чем в четыре раза больше поставок машин и оборудования — долларов 62 миллиона против долларов 15 миллионов.
Уверенности в постоянстве такого расклада нет. Напомним, эта страна является для региональных экспортеров серьезным партнером — на долю мятежного соседа приходилось более трети объема новосибирского экспорта в прошлом году. Украинских потребителей интересует преимущественно наше оборудование, котлы, механические устройства, электрические машины.
Страна возглавляет список стран-адресатов — 42,8 процента всего экспортируемого из Новосибирской области объема. Выводы делать рано? На крымский фактор указал в нашей беседе Сергей Иванов, руководитель Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Впрочем, по его мнению, за исключением украинского направления, уровень экспорта останется на прежнем уровне.
Опираться на данные только Новосибирской таможни некорректно по той простой причине, что не все наши экспортеры действуют через нее. Если, условно говоря, они торгуют с Финляндией, им выгоднее пользоваться Санкт-Петербургской таможней. Потому часть товаров, предназначенных за рубеж и проходящих через таможни других субъектов РФ, остаются вне поля нашего обозрения. Не имея полной картины, делать какие-либо выводы и прогнозы трудно.
Не обнародовавший итоговое заключение по внешнеторговому обороту области за прошлый год, в январе, анализируя состояние девяти месяцев прошлом-го, однозначно констатировал снижение объема экспорта. По каким направлениям, не уточнялось.
Серьезный экспорт товаров приходился на страны дальнего зарубежья — 52,3 процента, — сообщала региональная статистика. Украина в этот блок не входит. Кстати, украинский импорт в Новосибирскую область незначителен — он более чем в десять раз меньше объема нашего экспорта в эту страну. Экспорт у нас может и снизиться, и увеличиться, но это никак не связано с какой-то общей ситуацией по экспорту-импорту в регионе. Иногда становится просто больше заказов на российском рынке, и мы поставляем больше продукции именно для внутренних потребителей. В целом можно сказать, что работа с нашей таможней не стимулирует увеличение экспорта.
Архаичное и заградительное таможенное и валютное регулирование, что диву даешься этому в XXI веке.
Принципы этого регулирования мало изменились с советских времен, хотя с этих времен прошло уже более 30 лет. Улучшения в этом направлении носят декоративный характер. Утверждается, например, что можно все оформить за час, но к этому часу надо готовиться неделю — две — три, доказывая многими бумажками, что ты добросовестный экспортер или импортер. Это несовременно, нединамично и существенно сложнее и медленнее того, что существует в развитых странах. Как нам с ними конкурировать, если у них товары снуют через границу гораздо быстрее и проще? Коренная перестройка в российском таможенном и валютном законодательствах давно назрела, косметические процедуры и полумеры ни к какому заметному улучшению ситуации не приводят.
Колебания курса — не новая история,привыкли. Здесь есть минусы и плюсы. Минусы при импорте — нужно тратить больше рублей, зато плюсы при экспорте — зарабатываешь больше рублей. Ситуация рабочая, несмотря на курсовые неопределенности. Экспортная составляющая всей продукции нашего предприятия достигает 85 — 87 процентов. Этим мы во многом отличаемся от других новосибирских предприятий. Изделия ЗАО Экран — оптические системы поставляются в США, Канаду, Англию, Чехию, Германию, Израиль, Китай, Индию и другие страны. При сегодняшней ситуации, когда увеличивается курс доллара к рублю, торговля такой продукцией становится привлекательной, потому что большинство закупок для производства товаров.
Несмотря на неудержимый рост цен на российские материалы, разница тем не менее оказывается выигрышной. Вместе с тем замечу, что перспектива развития отечественной промышленности видится в том, чтобы с участием нынешних многочисленных федеральных структур ограничивать неоправданный рост цен товаров монополистов в энергетике, производстве металлов, комплектующих изделий, осваивать в производстве конкурентоспособные изделия и таким образом все более и более осваивать международный рынок. Впрочем, необходима и программа динамично развивающегося импортозамещения.
Не поддается никакому осмыслению факт, что такой монополист, как химико-металлургический завод в Красноярске, повысил цены на свою продукцию в 106 раз! Доля стоимости материала этого предприятия в стоимости нашего изделия за время рыночных отношений. Рынок пойдет с таким же перекосом дальше, то материал окажется дороже самого изделия. Основная продукция — приборы для синтеза ДНК и РНК, которые используются для обеспечения потребностей науки и медицины в реактивах для проведения молекулярно-генетической диагностики социально значимых заболеваний человека (гепатита, ВИЧ, туберкулеза), контроля ГМО в продуктах питания и так далее. В той ситуации, которая сложилась с национальной валютой, российские экспортеры, я полагаю, только выиграют: при твердых мировых ценах сегодняшняя курсовая разница доллара и рубля выгодна для производителей, реализующих продукцию за границу. Если зарубежные частные компании продолжат покупать российские товары, экспорт останется на прежнем уровне. Мы надеемся на продолжение сотрудничества с зарубежными партнерами.
Рботаем с малым и средним бизнесом, экспортирующим высокотехнологичный продукт, с высокой степенью переработки. Говорить о том, произойдет или не произойдет увеличение экспорта в связи с девальвацией рубля, рано: никакой статистики нет, снижение рубля произошло сравнительно недавно и процесс пока идет, рынок еще толком не отыграл ситуацию. Остаются старые запасы сырья. Установить срок действия экспертизы на один и тот же товар не менее шести — двенадцати месяцев.
Что серьезно влияет на объемы экспорта? Политика монополий. топливно-энергетическая составляющая: доллар вырос — бензин подорожал. Много экспортных поставок осуществляется по железной дороге, и цены, которые диктует РЖД, однозначно влияют на затраты экспортеров и принятие решения об увеличении или снижении поставок. Если бы монополии держали цены на одном уровне и при этом условии курс рубля снизился, было бы более выгодно экспортировать. Инструменты господдержки, актуальных для производителей-экспортеров, на мой взгляд, необходимо упростить процедуру выпуска продукции. Экспортная поставка одного и того же прибора заказывать и оплачивать независимую идентификационную экспертизу товара для экспортного контроля. Для нас это потеря времени и денег.