в комплекте нового оборудования для кабинетов физики разве что мебель будет отечественного производства. Всё остальное — импорт. Кабинеты физики в белорусских школах оснастят золотыми приборами Согласно Программе развития общего среднего образования на 2007-2016 годы, с 2014 по 2016 год на оснащение кабинетов физики, химия, химической продукции (продажа химии) и биологии предусмотрено тратить по 475,5 млрд…
Итоги централизованного тестирования по физике последних лет говорят, что с этим предметом у белорусских школьников есть определенные проблемы. Одна из них заключается в том, что из-за слабой технической оснащенности школ дети вынуждены изучать физику только теоретически, что влияет на понимание и усвояемость предмета.
Решение, но будет ли оно столь эффективным, как хотелось бы? Министерством образования определены 222 учреждения общего среднего образования, в которых в этом году планируется полностью оснастить кабинеты физики.
Программе развития общего среднего образования на 2007-2016 годы, 150 млрд. рублей (порядка 17,5 млн. долл. разработан перечень соответствующих приборов и инструментария, который должен быть представлен в современном кабинете физики, комплектация кабинета будет осуществляться по принципу от розетки до штор. Планируется, что кабинеты физики будут оснащены интерактивной доской, проектором, маркерной (мобильной) доской, компьютерной техникой, веб-камерой, цифровой камерой, современным телевизором, наборами для лабораторных и практических работ.
В кабинете будет удобный учительский стол, совмещенный с демонстрационным, корпусная мебель для наглядных и дидактических материалов. На окнах обязательно установят затемнение. Также в новом кабинете будет и современная лаборантская с копировальным аппаратом, сканером и принтером.
В переоснащенных кабинетах физики найдется место и оборудованию для уроков астрономии. Телескопами планируют оснастить все 222 участвующие в проекте школы. Стоимость полной комплектации такого кабинета составляет более 40 тысяч долларов.
Согласно Программе развития общего среднего образования на 2007-2016 годы, с 2014 по 2016 год на оснащение кабинетов физики, химия, химической продукции (продажа химии) и биологии предусмотрено тратить по 475,5 млрд. рублей ежегодно. То, что у белорусских школьников большие проблемы с физикой, признают даже в Минобразования. Именно с заданиями централизованного тестирования по физике абитуриенты справляются плохо год от года. А на олимпиадах даже хорошо успевающие школьники, которые по своему интеллекту вполне могли бы претендовать на призовые места, оказываются беспомощными на заданиях, где предусмотрен физический эксперимент, в очень многих школах опыты не проводятся, а физика остается мертвым предметом, никак с жизнью не связанным.
Работать в одной новой и одной старой столичных школах. В старой оборудование не покупалось 10-15 лет: Во время занятий использовались добротные советские приборы 70-х годов выпуска. В новой школе, которая открылась в 2006 году, Василевский был материально ответственным за оборудование кабинета физики на сумму около 40 тысяч в долларовом эквиваленте. По его словам, практически все оборудование было российского производства: Среди этого богатства были уникальные демонстрации, которые я с удовольствием использовал на уроках. Однако очень большая часть приборов оказалась бесполезной.
Полупроводниковые наборы, которым посвящен всего один урок в 11-м классе. На эту тему не решают задач и не проводят лабораторных работ. Меж тем количество приборов было огромное — около 80. Применение их на факультативах тоже невозможно, ведь на них ходит немного детей. Между школьной программой и возможностями школьных физических лабораторий существует противоречие, отметил Алексей Василевский. Например, сказал он, одна из последних лабораторных работ посвящена изучению спектра излучения ртутной лампы: В школах нет нужного оборудования для этой лабораторной уже давно. В результате дети делают ее на бумаге. Меж тем физика — это наука об окружающем нас мире.
Дети изучают эту науку только на бумаге, то не понимают ее, не осознают, что сталкиваются с ней каждый день и дома, и на улице, что безопасность нашей жизни во многом определяется знанием физических законов. Приборы и демонстрации, необходимые в школьном кабинете физики, вполне возможно произвести в Беларуси: Даже в самых лучших из них нет космических технологий. А почему нужно закупать за валюту линейки и деревянные бруски, вообще непонятно. Необходимо производить свое оборудование, включая демонстрации — пытается уже в течение многих лет донести до Минобразования.
Оборудованию кабинетов физики. У Наумчика есть не только работы на эту тему, но и авторские патенты. Профессор Наумчик удивляется, почему эта тема недооценивается как научная проблема и неинтересна Министерству образования. В настоящее время открыть что-то новое в теме физических опытов, демонстраций и оборудования для них в школе очень трудно, так как всё необходимое уже придумано и создано, для использования в школе не надо наукоемкое, а надо методически обеспеченное простое оборудование, которое можно потрогать. По словам эксперта, недавно он обращался в Минобразования по вопросу организации белорусского производства оборудования для кабинетов физики в средних школах.
Список необходимых в школе физических приборов. Однако Наумчик не понимает, зачем такие сложности: Для грамотного учителя физики это дело 15 минут, целесообразно ли решение оборудовать только 222 из 3,5 тысячи белорусских школ, как говорится, по полной программе, учитывая, что не всё из входящего в комплект реально потребуется школьникам, а деньги будут потрачены огромные. Переоснащение 222 кабинетов — это капля в море школ, но это может быть использовано чиновниками, чтобы отчитаться перед вышестоящими инстанциями, как показатель проявления заботы и реагирования на существующие в среднем образовании проблемы.
Президент призывает к экономии и использованию белорусских ресурсов, школы оснастят российским оборудованием, которое является результатом еще советских методических разработок.
Поддерживают российского производителя, Росучприбор, в частности: И это происходит открыто. В результате мы получаем по цене золотые приборы. Почему бы не использовать ресурсы для создания белорусского производства оборудования? Для этого нужно пару станков, рукастых людей и материалы. Мы могли бы делать то, что нужно в наших школах, и торговать даже с Россией. Потенциала в Беларуси для этого достаточно. Есть несколько компаний, занимающихся изготовлением лабораторного оборудования для школ и вузов. Но у отечественной продукции небольшая номенклатура, так как российские производители в силу существенных объемом легко обыгрывают конкурентов по цене. Например, потребность Минска в демонстрационных амперметрах — несколько штук в год. Кто возьмется их выпускать? Поэтому для школ приобретают российские.