Коктейли для бензина (топливные присадки, улучшение антидетонационных свойств бензина Чистота – залог здоровья Аббревиатуры и красиво звучащие слова не объясняют химию нововведений, а, являясь торговой маркой, лишь намекают на улучшенные свойства благодаря… В инструкциях по эксплуатации каждого автомобиля всегда четко указано, какое моторное топливо и какого сорта должно заливаться в бак. На заправочных станциях же все чаще и чаще предлагают бензин, в обозначениях которого кроме сухих цифр встречаются различные дополнения.
Аббревиатуры и красиво звучащие слова не объясняют химию нововведений, а, являясь торговой маркой, лишь намекают на улучшенные свойства благодаря фирменным пакетам моющих присадок. Полная рецептура добавок в топливо, как правило, держится разработчиками в большом секрете как выпускающими конечный продукт, так и теми, кто предлагает свои композиции для самостоятельной заливки в бензобак автовладельцами. Состав присадочного моющего пакета, добавляемого еще на стадии приготовления топлива, довольно обширен.
Компоненты и пропорции отличаются от производителя к производителю, но в большинстве своем входящие в добавку к топливу препараты можно разгруппировать на детергенты, диспергаторы, ингибиторы коррозии, деэмульгаторы, антиоксиданты и красители. Подобные присадки схожи по действию и составу с универсальными моющими средствами топливной системы, предлагаемыми отдельно от бензина через магазины автомобильных запчастей.
Поверхностно-активные вещества, сдерживающие образование и накопление органических отложений на деталях топливной системы. Основная составляющая присадки, способная долгое время содержать бензобак, топливопроводы, форсунки, впускные клапана и коллектор в чистоте, содержит полиизобутиленамин или полиэфирамин. Эти вещества хорошо растворяются в бензине и при высокой концентрации способны очистить мотор в запущенном состоянии. Требования, записанные во Всемирной топливной хартии, настоятельно рекомендуют использование присадок, контролирующих отложения в топливных системах автомобилей.
Эта составная часть присадок также предотвращает образование отложений. Механизм действия диспергаторов состоит в равномерном распределении твердых частиц топливного осадка, образуемого вследствие нестабильности бензина. Диспергирующая присадка тем самым препятствует агрегации мелких частиц, исключая закупорку фильтров и сопел форсунок.
Ингибиторы коррозии Присутствие некоторых компонентов самого топлива и присадок к нему способствуют коррозии емкостей и трубопроводов хранилищ автозаправок или топливной системы автомобиля. Добавляемые в топливо ингибиторы коррозии практически исключают подобные разрушения.
Вещества предотвращают образование топливо-водной эмульсии в хранилищах автозаправочных комплексов (АЗК) и в баках автомобилей. Вода в бензине появляется в результате конденсации из-за перепадов температур из атмосферного воздуха. Насыщение топлива водой усиливают и некоторые присадочные компоненты, например спирты.
бензин не склонен к окислению, но препараты, вводимые в топливо для улучшения его свойств, часто содержат вещества, вступающие в реакцию с кислородом прежде, чем достигнут камеры сгорания. Антиоксиданты на основе фенолов, алкилфенолов и фениламинов продлевают срок стабильности других присадок.
Данный тип присадок никоим образом не отражается на свойстве бензина, цветные маркеры топлива очень часто применяются производителями для обозначения как бренда продукта, так и его классификационного соответствия. Очистительные смеси мягкого действия предпочтительно использовать в профилактических целях на машинах с еще не загаженным мотором. Как правило, подобные препараты универсальны, то есть в одинаковой степени подходят как для карбюраторных, так и для инжекторных систем. Их неинтенсивное действие не может очистить старую грязь, поэтому они – всего лишь подспорье в деле сохранения чистоты нового агрегата. На грязном же двигателе их применение может вызвать негативные последствия. Загрязнения, отслоившись и разбухнув, в большом количестве устремятся к форсункам или жиклерам, что грозит закупориванием топливной магистрали.
Присадки для очистки топливной системы на инжекторных двигателях, не чистившихся многие тысячи километров, применять нельзя ни в коем случае.
Машин путь один – СТО. Кроме универсальных очистителей на прилавках магазинов представлены моющие добавки с четкими разграничениями применяемости по типу системы питания, а также те, что оказывают узконаправленное действие на определенные детали, контактирующие с топливом смесью в разных его состояниях. Препараты направленного действия содержат сильные растворители, разлагающие нагар в камере сгорания и клапанах, а также способствующие раскоксовыванию поршневых колец.
Эффективности этих препаратов часто содержится в самих названиях снадобий. Совсем редки практически те же по составу, что и универсальные чистящие присадки, но с большей концентрацией ингибитора коррозии и деэмульгатора, препараты, основная область применения которых – сезонная консервация топливной системы. Так что основная доля приправ к бензинам призвана сохранять или наводить чистоту в топливной системе.
Особняком в ряду топливных присадок стоит группа препаратов, направленных на улучшение антидетонационных свойств бензина. Среди этих присадок есть те, что используются на нефтеперерабатывающих предприятиях при приготовлении топлива и те, что помогают автомобилистам бороться с некачественным бензином.