Лабораторный продукт интеллектуального синтеза

Лабораторный продукт интеллектуального синтеза Действие спектакля происходит в международном аэропорту, стерильно чистом и безлюдном, пока не появятся окровавленные тела убитых и толпа пассажиров, но одно случится только после антракта…

В спектакле нет вызова, нет подлинного бунтарства, ничего похожего на богоборчество и подавно на антиклерикализм. Есть — выраженная в формах, приближающихся к совершенным, определенная идеологическая концепция, генетически восходящая не к революционным романтикам, но к популярным философам середины 20 века.

Действие происходит в международном аэропорту, стерильно чистом и безлюдном, пока не появятся окровавленные тела убитых и толпа пассажиров, но одно случится только после антракта, второе и вовсе под занавес. Режиссера, работавшего несмотря на относительно молодые лета в городах от тайги до британских морей, невозможно заподозрить в незнании трансферных реалий, так что остается списать предложенные обстоятельства на театральную условность. Впрочем, условность заложена, вольно или невольно, самим Еврипидом — именно Электру пародировал Аристофан

Аэропорт — маргинальное пространство, метафора (правда, слишком уж очевидная) состояния между небом и землей, между одной землей и другой, а иногда между жизнью и смертью. Так что претензии по части бытовой достоверности лучше заранее отбросить и не удивляться тому, что, для начала, прибывший воздушным путем Орест провез в багаже целый кофр с ножами, не задаваться вопросом, а зачем ему, собственно, столько. С психологией несколько сложнее, но и интереснее, однако и психологическая подоплека поступков Электры с Орестом тут не самое существенное. Первым на сцене появляется как раз пассажир, потерявший в авиакатастрофе семью.

Выносит магнитофон, ставит его на пол и исполняет танец, по стилевой манере напоминающий брейк, а по функции, видимо, ритуальный — таким образом он обращается к Богу. Как свидетельствует огромное электронное табло на заднике, в ответ на его обращение Боги молчат. Помимо главного табло, бегает светящаяся строка и горят мониторы помельче. Сцены трагедии прерываются выводящимися таким образом цитатами из высказываний биологов и физиков двадцатого века — все как один лауреаты Нобелевской премии — о Боге и отношении к нему человека.

Не просто существование Бога, а идею Бога, и не какого-то конкретного Бога, Аллаха там или что, а в принципе наличие, самую возможность и необходимость любой силы, стоящей над человеческой волей. Что, несомненно, имеет отношение к Электре Еврипида, где брат с сестрой мстят за убитого отца, убивая мать и ее любовника, и считая это исполнением воли богов; точнее, убивает Орест, а Электра вдохновляет его. Размышления режиссера о Еврипиде не вполне историчны и не лишены лукавства (осознанного, хочется надеяться), но в самом деле, уже для Еврипида конфликт личной воли человека с повелением высших сил, противостояние индивида року и судьбе не столь однозначен, как для его старших современников, не говоря уже про какого-нибудь Гомера.

С точки зрения стиля, формы, общего эстетического решения европейская постановка), проблема решается однозначно, только противоположным принятому в древности образом. То есть Бог, или сама идея Бога — фикция, божественное предопределение — фантом, необходимый человеку, чтобы оправдать преступление. Герои спектакля лишены уверенности своих мифологических прототипов, они, и особенно Орест, сомневаются в правильности задуманного, тем более, что разобравшись с Эгисфом и заманив в аэровокзальную каптерку (где бедствует изгнанная из отчего дома Электра с мужем) Клитемнестру, они видят, что Клитемнестра — не самая плохая бабушка, вон, целую тележку подгузников, детского питания и игрушек для малыша прикатила.

Клитемнестра вспоминает про ритуальное убийство Агамемноном их дочери Ифигении — для античного сознания это обычная демагогия испуганной прелюбодейки, как демагогия для сознания средневекового монолог Шейлока из Венецианского купца Шекспира, но для сегодняшнего европейского ума, для западной цивилизационной, как говорится, парадигмы (а никакой альтернативной Западу цивилизации вмиреи нет, лишь дикость, варварство), аргументы Клитемнестры куда как убедительны, ну во всяком случае заслуживают сочувствия. И то, что несмотря на все сомнения убийство матери все же происходит, тяжкой виной — в отсутствии богов — ложится на Ореста, на Электру. Бога нет — последняя реплика, звучащая в спектакле.

На сцену вываливается толпа пассажиров, разбирая с ленты транспортера, где незадолго до того провозили окровавленный труп Эгисфа, сумки с чемоданами, и снова возникает образ танцующего (так этот безымянный персонаж в программке) из пролога, снова он исполняет свой безответный обрядовый брейк. Все-таки в России надо и впрямь жить долго (лучше, конечно, по возможности долго жить где-то в другом месте, но это уж кому как повезет) — до всего доживешь. Лет двадцать пять назад сказать со сцены Бога нет — ну все равно что трава зеленая, даже и не говорили, потому что нет и нет, само собой разумеется, а кто думает иначе, тому лучше помолчать в тряпочку. В младшей школе одноклассники могли травить девочку по имени Христина за церковное имя (я хорошо помню статью про это в журнале Костер, где редакция отвечала обиженной девочке, что ее имя вовсе не церковное, а многие более привычные имена, напротив, связаны со святыми).

Положение вещей не оскорбляло — ничьи, как теперь выражаются, верующие чувства. Ходили в бассейн Москва, укрепляли здоровье для более успешной сдачи норм ГТО. В спектакле Театра Наций нет вызова, нет подлинного бунтарства, ничего похожего на богоборчество и подавно на антиклерикализм, а есть — выраженная в формах, приближающихся к совершенным (в своем роде) — определенная идеологическая концепция, генетически восходящая не к революционным романтикам, но к популярным философам середины 20 века. Концепция, что будет кому-то приятно, идущая вразрез с навязанной официозной, но от того ничуть не менее мертвая.

Условная современность антуража никак не соотносится с конкретной современностью за пределами театра. Нет ничего, что хотя бы косвенно, с оговорками, направлено против того православного мракобесия, которое повсеместно и круглосуточно присутствует в реальной действительности. Обозначенную проблему максимально широко, избегая ее прикладного аспекта и анализируя самую сущность, суть таких категорий, как выбор и предопределение, в отвлечении от происходящего в том числе и непосредственно у него на глазах (не верю, что его вовсе не волнует это самое, будь неладно, происходящее), а заодно не подставляет театр, доверивший ему серьезую работу, и не подставляется под возможный удар сам (хотя я не сомневаюсь, что меньше всего опасался критики такого сорта).

На уровень обобщения сколь возможно универсальный, режиссерская мысль полностью отрывается от актуальных событий, что естественно для театральной модели, ну например, Терзопулоса, но довольно странно, учитывая выстроенный на сцене аэровокзальный холл и мелькающие на табло номера рейсов. Если бога нет — то и лететь некуда.

Умозрительной конструкции остается места для актерского сотворчества. При том, что как исполнители и Юлия Пересильд, и Олег Савцов работают с точностью андроидов. Пересильд еще и внешне похожа больше на фантастическое существо, с лысым черепом (накладка, не слишком виртуозно прилаженная). Для меня Пересильд в Электре — самое неожиданное огорчение от увиденного. В том плане, что я представлял себе, как Пересильд наконец-то реализуется большой трагической актрисой, как несколько лет назад, и здесь же, в Театре Наций, у Жолдака в этом качестве раскрылась Мария Миронова.

Насколько грандиозна Пересильд в далеко не особенно навороченном спектакле Голомазова Варшавская мелодия на Малой Бронной, настолько же у Кулябина она заменяема — вторым составом играть с соображениями нетворческого характера — Пересильд на позднем сроке беременности, что, как ни странно — единственный момент, придающий происходящему в пространстве малой сцены Театра Наций хоть какую-то непосредственность (по сюжету Электра заманивает Клитемнестру в гости под предлогом того, что родила — неужели мать не придет поздравить дочь с появлением ребенка?). Во всем же прочем Электра Кулябина — лабораторный (ни в коем случае не промышленный, не конвейерный) продукт интеллектуального синтеза, самой высокой очистки, но все-таки опыт из области неорганической химии.

Новости химии, обсуждения, тексты химического форума

Химическаяпромышленность новости химии отрасли форум 

химический

Полезные информационные материалы о химии и химической продукции разных регионов России и других стран. Тренды, обзоры, новостные сюжеты химической отрасли, обсудить новость на  «Химическом форуме», интересные и полезные материалы о рынках спроса и предложений в химической отрасли,  новости химических компаний, новинки химического производства, химические товары, химическая продукция— важные события химической    индустрии, обсуждение химических новостей в разделе «Новости химической   отрасли, химической индустрии» на «Химическом форуме».

Новости химической отрасли события химической промышленности

Список новостей химической отрасли, новостные материалы о химии.

новости химической отрасли yовости 

химической промышленности, новости

Развитие  научного сектора, отраслей химического производства, науки, современное высокотехнологическое оборудование и техника тесно связана с  разитием химической отрасли ее технологий, открытий и продуктов. Инфраструктурные проекты, производство технологического  оборудования, молекулярный процессинг. Новостные материыл — применение, использование высокотехнологического оборудования и  техногий, химичесая продукция, матералы и публикации — размещенные новостные сюжеты о современных тенденциях в химической отрасли,   интересное в химии, явления в химической промышленности, появление передовых технологии, улучшение качества продукции, повышение   промышленного производства. Информация о снабжении жимической продукцией, поставкавках, сделках купли-продажи химической  продукции, химических реактивов, химимческо сырья, химических товаров. Производственные технологии развитие новых компонентов  открытия химических соеденений, важные события химической отрасли, разработки новых материалов, вещест, химических элементов.  Заметки ученых и специалистов — полезные материалы и статьи о химии. Химическая отрасль и современные тенденции в  сфере и отрасли химии. Новости нефтехимической и химической  отрасли, полезная информация о предприятиях нефтехимической, химической отрасли и смежных отраслей промышленности России и СНГ. Развитие рынков производства и сбыта химической продукции, химических веществ,  химических реактивов, приборов и оборудования химической сферы в России за рубежом, этапы развития современной химической отрасли, ее проблемы. Экономика химической отрасли,  развитие химической отрасли в Российской Федерации и химическая отрасль за рубежом, анализновостей химической отрасли  позволяет следить за динамикой развития и общим состоянием химической и нефтехимической промышленности, тенденции   развития химической промышленности,  диверсификация производства на предприятиях химической  отрасли.

Химическая продукция  химическая промышленность— постранично

1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |89 |10 |11 |12  |13 |14 |15 |16 |17  |18 |19 |20 |

Отечественный и зарубежный опыт химических производств, динамики развития, асортимента товаров и  разнообразие услуг в сфере химического производства (химической сферы) химической  продукции, химических товаров.Развитие  машиностроения и его отраслевых структур, анализ состояния и тенденции развития металлургической промышленности, использовании  реактивов, химические реактивы и кислоты, сельскохозяйственного  машиностроения, сельскохозяйственного комплекса (агрохимия, минеральные удобрения), технологий лабораторной техники (оборудования для физических экспериментов) лабораторное оборудование и приборы, инструменты и  снаряжение для лаборатории, экспериментов, измерений— профессиональное лабораторное оборудование (измерительное, специализированное,  испытательное и аналитическое). Новости химических элементов, переодизация, процессы синтезов новых веществ. Поиск и нахождение  новых возможностей, технологий, перспектив  развития химических производств в экономических зонах в России и зарубежья.  Экономика химической отрасли, развитие химической  отрасли в Российской Федерации и химическая отрасль за рубежом. Современное  состояние нефтяной отрасли и перспективы   развития отрасли печати.

Анализ и обзоры сырьевых база химической промышленности. Обсуждение и выявление проблем развития бизнеса   в России и мировой экономике. Методы неценовой конкуренции в химической промышленности. Анализ производственных процессов и его  структур в химической промышленности. Пути и формы концентрации производства в химической и нефтехимической промышленности, мир   химии и химические новости. Новости промышленной, бытовой химии, новинки лабораторного оборудования, последние новости химии,   новости в области химии.