Ввод ЕГЭ по химии А в обычной школе химия — второстепенный предмет. К ней так и относятся. Валерий Лунин: Не согласен. А вот что самый дорогостоящий — да. Требуются средства на лабораторное оборудование, реактивы. К сожалению, во многих школах нет ни химических лабораторий, ни лаборантов, а в некоторых вообще Как работать с одаренными школьниками? Почему ученики блестяще выступают на химических олимпиадах, но редко сдают ЕГЭ по химии? Что лучше для юного таланта — дистанционное обучение или интернат? Об этом РГ рассказывает декан химического факультета МГУ, академик РАН Валерий Лунин. Валерий Васильевич, подписан закон об электронном обучении, которое дает право всем учебным заведениям, в том числе и школам — учить дистанционно. А как надо заниматься с одаренными? Валерий Лунин: Личный контакт ничто не заменит. Скажем, есть Брянский лицей, куда дважды в год приезжают профессора МГУ. Читаем лекции, проводим мастер-классы для учителей и уроки для школьников. Я веду в лицее химию. Звенит звонок, говорю детям: Перемена! А они: Нет, расскажите еще! У них горят глаза. На одном из конкурсов девочка из Тверской области представила свое исследование — Влияние смс-сообщений на чистоту русского языка. Я был потрясен! Такие примеры! Школьница даже перевела письмо Онегина к Татьяне на языкэсэмэсок. Было страшно слушать. Школьники плохо знают химию. Это факт. Но как объяснить, что почти всегда золото на химических олимпиадах, включая международные, забирают наши ребята? Валерий Лунин: Это успех конкретного учителя. Например, Раиса Андреевна Коркина из Барнаула подготовила более ста победителей и призеров олимпиад и конкурсов. Прекрасные результаты у Сергея Анатольевича Москвина из Екатеринбурга. Каждый год хотя бы один их ученик попадает в сборную команду. В специализированных лицеях, химико-биологических классах, где учатся одаренные дети, химия преподается 4-5 часов в неделю. Вот эти выпускники и побеждают на олимпиадах. А в обычной школе химия — второстепенный предмет. К ней так и относятся. Может, химия — самый трудный школьный предмет? Валерий Лунин: Не согласен. А вот что самый дорогостоящий — да. Требуются средства на лабораторное оборудование, реактивы. К сожалению, во многих школах нет ни химических лабораторий, ни лаборантов, а в некоторых вообще нет в расписании и самого предмета. Потому, что нет учителя. Но, согласитесь, есть ученики, которые осилить химию например, просто не в состоянии. Для них предложили ввести в школе естествознание. Почему вы были против? Валерий Лунин: Предмет естествознание требует специальной программы, подготовки учителей. У нас сегодня таких педагогов нет. А значит, вести его может даже учитель пения или физкультуры. И если он что-то недодаст ученикам, предъявить претензии будет невозможно. Те замечательные педагоги, о которых вы говорили, из старшего поколения. Какую оценку вы поставили бы молодым учителям? Валерий Лунин: Из 38 вузов, которые готовят преподавателей химии, 22 выпускают бакалавров. Говорить о качестве образования учителей-бакалавров не приходится. Знаете, каких учителей сегодня больше всего не хватает? Именно химии, а еще иностранного языка. Тот, кто хорошо знает язык, в школу не идет — нагрузка большая. А тот, кто знает химию, — потому что нагрузка маленькая и нет условий для работы. В концепции поддержки одаренных детей упор сделан на пропаганду научных знаний. Будет ли толк? Школьники рассуждают так: зачем, скажем, учить химию, если она не нужна при поступлении? Валерий Лунин: Да, сегодня в технические, инженерные университеты не требуется ЕГЭ по химии. Из-за этого большинство студентов ее просто не знают. А без знания химии будущий инженер не сможет создать новые композиционные материалы, новые лекарства, биотехнологии, нанотехнологии. Все новые прорывные технологии рождаются на основе междисциплинарных знаний. Так что я — за экзамен по химии в инженерных и технологических вузах. Надо увеличить количество уроков химии, биологии, физики в школе. И, может, преподавать химию не с 8-го класса, а с 7-го. Или даже в 6-м, когда начинается физика. Еще один ЕГЭ отпугнет абитуриентов от технических вузов. А туда и так маленький конкурс. Валерий Лунин: Вузы недосчитываются абитуриентов из-за снижения интереса к науке. В последние два года почти в половине университетов, готовящих химиков, зачислили на первый курс гораздо меньше студентов, чем планировалось. Допустим, вуз набрал не 50 химиков, а 40 или даже 20. А минобрнауки требует, чтобы были заполнены все 50 мест. И как быть? Закрыть специальность? Мы считаем, что надо разрешить университетам открывать группы неполного состава. Иначе регионы в ближайшем будущем окажутся без химиков.