Купить реактивы химические химикаты для лабораторий ученых

Ученым можешь ты не быть, но бюрократом быть обязан…. А чтобы купить обычный ацетон (универсальный растворитель), реактив весьма необходимый для химических анализов, промывки образцов и прочее, в  обязательном порядке надо …разрешение Госнарконтроля, хотя тот же самый ацетон, пусть и не самый чистый, спокойно продается в любом хозяйственном  …

Ученым можешь ты не быть, но бюрократом быть обязан…. Заметки бывшего старшего научного сотрудника В системе РАН – около 500 НИИ… Точнее 470, и примерно 50-60 тысяч научных сотрудников (младших, просто научных, старших, ведущих и главных), и ещё  примерно столько же лаборантов, ассистентов, инженеров, уборщиц, дворников, слесарей и токарей. Но если работу уборщицы или дворника ещё можно  оценить, то как быть с ученым людом? Всегда возникает вопрос, а чем живут, чем дышат ученые в различных НИИ Российской Академии Наук? Наверное простой обыватель представляет себе  большие светлые комнаты, умные приборы с мигающими лампочками и степенных бородачей, задумчиво склонившихся над книгами и колбами. Вообщем-то иногда и так…

Есть и книги, и задумчивые бородачи… Правда задумчивые бородачи размышляют уже не над тем, как «двигать» научные  исследования, а над тем, где бы достать денег «на жизнь», и какой черт занес их в эту науку… Но чаще всего нет ни приборов, ни колб, нет больших и светлых комнат. А есть небольшие комнатки, в которых часто ютятся по 3-4 человека, есть заваленные  бумагами и хламом столы, полки, стеллажи и шкафы времен «Очакова и покоренья Крыма», есть и десятилетиями не ремонтируемые помещения…

Лабораторное оборудование и приборы

Приборы и оборудование — времен незапамятных, годов давних, а часть помещений в некоторых НИИ (иногда большая часть!) стабильно сдается разным  фирмам, и около памятных досок великим ученым можно видеть рекламу очередной «Клиники стоматологии», «Лучшее женское белье» или просто «АОК БУМС  LTD». Колбы сейчас заменяют компьютеры,

купить реактивы и химикаты

так как купить реактивы и химикаты не на что, приборы и микроскопы кое-где стоят еще годов 50-60 прошлого века, а  новые не укупить – цена кусается, сломанные приборы отремонтировать уже нельзя — нет денег, или они морально устарели. Иногда (стараюсь быть  объективным!), старое, годов 40-50-60 ХХ века оборудование ещё работает и хорошо, между прочим, работает. Но руководство требует его заменить, так как оно  «морально устарело», и его следует списать, так как если срок эксплуатации приборов истек, его проще сдать в металлолом, ибо налог Госкомимущества на это  старье почему-то превышает все мыслимые и разумные нормы. Вот и грузят в металлолом рабочие токарные станки, центрифуги, спектрографы, дифрактометры.

Купить новые – конечно же, нет денег. А потом, для того чтобы  выточить какой-нибудь болт или шайбу, ищут фирму, пишут кучу заявок, и это шайба или болт в результате получается в 10 раз дороже, чем если ее выточил  умелец (а таких в РАН хватает) сам, своими руками, на пусть и старом, «морально устаревшем» токарном станке.

Чтобы «ученому мужу» провести какой-либо анализ, ему надо заполнить кучу формуляров, собрать энное количество подписей вышестоящего руководства, а  потом, склонив голову и заискивающе улыбаясь, придти в лабораторию, где такие же ученые мужи и дамы колдуют над умными приборами… И ждать своей  очереди, иногда долго, так как они тоже загружены работой, часто «левой», и их можно понять, зачем ломаться на зарплату в 15 тысяч, если один анализ строит  3-4 тысячи рублей? Арифметика простая…

Для того чтобы что-то купить, ученый бородач вынужден заполнять десятки бумаг и заявок, просить, умолять, клянчить, доказывать, что и реактивы, и приборы,  и просто бумага, ручки и карандаши ему крайне необходимы для научной работы!!!! Вдумайтесь – ученый, научный работник, доктор наук, должен убеждать  бюрократов от Академии наук, что ему необходимы материалы и оборудование для именно научных исследований!!! Видимо микроскоп, по мнению  академических чиновников, годится только как груз для засаливания капусты, а карандаши пригодны лишь для ковыряния в носу. А чтобы купить обычный  ацетон (универсальный растворитель), реактив весьма необходимый для химических анализов, промывки образцов и прочее, в обязательном порядке надо … разрешение Госнарконтроля, хотя тот же самый ацетон, пусть и не самый чистый, спокойно продается в любом хозяйственном магазине. Нет, я не буду спорить, иногда что-то и дают… Но в далеко не полном объеме, и часто не то что надо. И если в лаборатории работает 10 человек, то им надо 10  микроскопов, а не один, но дадут именно один. Так как денег – нет!!!!!!! Ушли на командировки руководящего состава на симпозиум в Калькутту или Канберру. Ученый люд действительно пытается заниматься научными исследованиями, пишет статьи, работает, думает, но свое основное время на работе в НИИ он  посвящает …бумаготворчеству – степенный ученый бородач, часто с мировым именем, пишет …отчеты! Отчеты по грантам, отчеты о проделанной работе, об  участии в конференциях, о количестве опубликованных статей… И все это в 2-3 экземплярах, и десятки, сотни, тысячи тонн бумаги уходят на эту абсолютно  никому не нужную писанину. Причем отчеты часто надо давать и за год, а иногда и за полгода, а если ученый завершил какую-либо работу — отчет о завершённой работе, а если не завершил,  то о предварительной. И еще — защиты отчетов на собрании лаборатории, отдела, Ученом совете, и прочее и прочее. Зачем? А именно по этим отчетам и  составляется мнение об ученом как ученом, не что и как он внес в науку, а что он написал в отчете, в скольких конференциях он принял участие, сколько раз  выступил на симпозиумах, и сколько никому не нужных статей поместил в никому не нужные научные сборники, изданные тиражом в 100 экземпляров, и  имеющиеся только у участников конференции. Теперь о грантах… Гранты (некая финансовая подпитка) «раздают» в России РФФИ (Российский фонд фундаментальных  исследований) и РГНФ (Российский Гуманитарный научный фонд), и вообщем-то грант получить можно. Но посмотрим, как и сколько…

Написать заявку — заполнить на сайте РФФИ или РГНФ электронную форму, потом ту же форму в бумажном варианте в расширенном виде, в трех экземплярах,  где надо обосновать, доказать бюрократам от науки, что именно это грант несет в себе уникальные научные разработки, и без него отечественная наука «даст  дуба». Ну и желательно включить в грант руководителем какого-либо маститого доктора наук, а лучше академика… Тогда почти 100 процентов попадание! И на  три года — миллион рублей на исследования! На три года миллион – 333333 рублей в год. Как пел В.С Высоцкий «…Гуляй, рванина, от рубля и выше!!!…» Да погодите вы радоваться! Из этих 333333 рублей в год на зарплату – максимум 30 процентов — т.е. около 100000 в год, т.е. менее 10 тысяч в месяц!!!!!!!!!!  Неплохо, правда, хорошая помощь ученым?! Да еще из гранта возьмут себе 15-20 процентов (а то больше!) бухгалтерия и руководство институтов. За что? Как  за что! За обеспечение «общего руководства» и «проведение финансовых средств на счёт института»!!!! А думаете Вы в гранте один? Обычно человек 5-6, так что если вы и получите прибавку в месяц тысячи 2-3, то вполне можете считать себя миллионером… И ещё о НИИ… Там есть, естественно директор, 3-4 замдиректора (по науке, АХО, «общим вопросам» и т.д.), главный инженер и его зам. (а то и два или три),  главный энергетик, главный ещё кто-то, отдел кадров (2-3 человека), бухгалтерия (человек 5-6, а то и 10), т.е. наберется человек 40-50 «руководящего состава»,  «обеспечивающего научный прогресс».

Всреднем число работников институтов РАН не превышает 400 человек (а часто и меньше), а из них  именно тех, кто занимается именно наукой — человек 200-250, то и получается, что 20-25 процентов средств «на науку» уходит только на содержание  административно-бюрократического аппарата, который спокойно можно урезать в 2-3 раза. Так что дорогие ученые бородачи – удачи вам в ваших научных исследованиях, работайте и творите, дабы обеспечить «истинных ученых» — махровых  бюрократов от РАН! А теперь немного о самой Академии наук, сиречь РАН. Это было не так давно, лет 20 назад, и Академия наук России (РАН), пришла на смену АН СССР. Говорят, что в мире  советской академической науки всё было хорошо и стабильно — академики и член-корреспонденты получали солидную (по тем временам) прибавку к ставкам  директоров институтов, зав. лабораторий, зав. кафедрами и т.д. – от 300 до 500 рублей (вспомним, что сотрудники институтов системы АН СССР получали 100- 120 рублей), квартиры, дачи, персональные машины с шофером. Как же сейчас обстоят дела? Да вообщем-то, наверное, также как и при «советской власти». Не будем сейчас рассуждать о научной деятельности, о науке в целом, о роли РАН в науке…

ВАкадемии насчитывается около 470 научных учреждений, в которых числятся около 100 тысяч человек, в том числе более 50  тыс. научных сотрудников, а также более 500 академиков и более 800 член-корреспондентов, т.е. около 1300 «бессмертных».

На каждое научное учреждение РАН приходится по 3 академика или членкора, или по одному академику или членкору на каждые 40 научных работников. Академик получает за звание порядка 60 тысяч, член-корреспондент — 40 тысяч рублей. Скажу сразу — цифры примерные, так как узнать, сколько же получает  академик за «академство» попросту нельзя! Почти что государственная тайна! Ещё плюс 5 тысяч за степень доктора наук (смешно, правда???), тысяч 30-40-50  за должность директора или зам. директора какого-то института или научного центра, некую сумму за руководство какой-нибудь комиссией, итого, думаю,  набегает этак тысяч около 100-120, и это не считая гонораров за лекции, преподавание, научные статьи и книги (чаще всего написанные не академиками, они  выполняют лишь роль «свадебных генералов»). Ну и пенсия, часто персональная (так как средний возраст в РАН – 65 лет), квартира, оставшаяся с советских  времен, и дачка в Абрамцево. Так что жить можно, и кроме того, не будем забывать о грантах и участие в «коммерческих проектах» РАН. И конечно поездки на  всякие симпозиумы и конференции за границу…

Конечно же, не за свой счёт… Итак, из бюджета России, только за звание, академикам и член-корреспондентам выплачивается в год – более 700 — 800  миллионов (а может и около миллиарда!) рублей из кармана налогоплательщика. Только за то, что они академики и члены-корреспонденты РАН! Плюс – за  директорство и прочее, и не удивлюсь, что если эту цифру можно будет увеличить в 2-3 раза. Учитывая, что бюджетное финансирование РАН составляет около 30 миллиардов рублей (почти 35 процентов общего финансирования науки!), из этих 30  миллиардов почти миллиард уходит только на академиков — и это только на зарплату! О содержании самого аппарата РАН – бухгалтеров, секретарей,  помощников, аренды помещений, покупки оргтехники и прочее, речи даже и не идет! При этом зарплата с.н.с. в системе РАН – 11-12 тысяч, ну плюс за степень кандидата 3 тысячи или доктора – 5, итого — не более 20-25 тысяч, редко где  дотягивает до 30-40 тысяч… И это в лучшем случае, а «черная рабочая кость» – ассистенты, лаборанты, м.н.с. — получают тысяч по десять-двенадцать. Итак, на  зарплату рядовых сотрудников РАН (м.н.с., н.с., с.н.с., в.н.с. и т.д.) в месяц из бюджета тратится около 1 млрд. рублей. Неплохо, да? В среднем 10-12 млрд. в  год на зарплату всем ученым РАН и в среднем около 2 млрд. – 1300 членам РАН, только за то, что они академики и чем-то ещё руководят! А ещё в РАН существует 3 отделения (Уральское, Сибирское и Дальневосточное), 24 региональных отделения, 14 научных центров, 13 организаций при  Президиуме РАН, 14 Советов, 7 Межведомственных советов, 16 Советов и комиссий «функционального характера» при Президиуме РАН и 9 национальных  комитетов. Вообщем как в песенке из одного старого мультфильма – «…комиссия по дырочкам, коллегия по щелочкам, инструктор по отверстьицам для  маленьких жучков…». Среди всех этих комиссий и советов есть ну прямо экзотичные! Например «Национальный комитет по сбору и оценке численных данных в  области науки и техники», или «Комиссия по экспортному контролю» (чего?),

«Совет по проблемам обработки изображений» (каких?), «Научный совет по  проблемам развития стран СНГ» (какое наше дело до стран СНГ?) или что уж совсем меня потрясло — «Комиссия по проблемам Чеченской республики и  Северного Кавказа». Мне кажется, что проблемами Чеченской республики и Северного Кавказа должна заниматься прокуратура, а отнюдь не Академия наук. Итого – 100! На 470 НИИ – 100 комиссий, советов и прочее, часто со своей бухгалтерией, руководством (естественно академика или «членкора») и конечно,  помещениями (часто арендуемыми РАН, а сколько стоит аренда кв. метра, особенно в Москве, всем хорошо известно), принтерами, компьютерами, факсами,  обслугой и штатом. И всё это финансируется из бюджета! Т.е. из нашего с Вами кармана, и из кармана нищих ученых из институтов РАН! А мы спрашиваем, а где же деньги на науку?

Да вот они, лежат… Под ногами… Но в России имеются, кроме РАН, ещё 5 отраслевых государственных Академий Наук: Российская академия  медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия  архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ) и все эти академии, согласно статье 6 федерального закона «О науке и  государственной научно-технической политике», являются «имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями)». Они тоже  финансируются, и откуда? Догадайтесь? Правильно — из бюджета, т.е. кармана… кого? Налогоплательщика!!! В РАО – 278 академиков и членкоров, РАСХН – 306 (и 164 НИИ!), РААСН (с пятью региональными отделениями!) – 175 академиков и членкоров, РАХ – 300 (!!!),  итого еще 1059 «учёных», также получающих деньги за «академичность», «руководство» и прочее. Ну и Российская академия медицинских наук. Ладно, врачей трогать не будем, тем более данных о количестве академиков в РАМН мне найти не удалось.  Видимо — секрет! И ещё есть Академии наук: Башкортостана (26 академиков и 47 член-корреспондентов!), Татарстана (39 академиков и 75 член-корреспондентов!), Чеченской  республики (18 академиков и 14 член-корреспондентов!), Республики Саха-Якутия, готовится открытие филиала РАН в Мордовии, и прочее, и прочее. И все эти, с  позволения сказать, «академии», «филиалы» «научные центры» финансируются, естественно, из бюджета, т.е. опять же из нашего с вами кармана! Ученые институтов АН в свое время выходили и на митинги к «Белому дому», и устраивали марши протеста, а сейчас из последних сил поддерживают науку,  работают на устаревшем оборудовании. В системе институтов РАН средний возраст приборной базы – 15-20 лет!!!! А средний возраст ученого – около 50-60 лет! Многие ученые, точнее большинство, не выдержав, ушли в бизнес, многие (и лучшие!) уехали работать (да и сих пор уезжают) в страны Европы, США, Канаду, страны Азии (!) и Мексику (!), страны Латинской Америки. Отметим, что в 1994 году в «сфере науке» в России всего работало более 1 миллиона человек, а в 2008 году, в последнем году с «хорошими показателями» в смысле  научной работы — чуть более 700 тысяч. За последующие три года эта цифра упала ещё в несколько раз.

Оставшиеся энтузиасты от науки существуют на нищенскую госбюджетную зарплату с еще более нищенской и издевательской «надбавкой» за ученую степень  и нерегулярные подачки под названием «гранты», которые в большинстве случаев получают далеко не те, кто их на самом деле заслуживает. А выдают гранты и  регулируют раздачу «слонов» многочисленные академики и чиновники от науки, окопавшиеся в шикарном здании Президиума Академии наук с зимними садами  (тогда как многие научные лаборатории академических институтов ютятся в подвалах и десятилетиями не ремонтируемых зданиях) и весьма неплохо  существующие на проценты и откаты от выдаваемых ими государственных средств.

Поставить вопрос и так – а зачем вообще нужны ещё 5 академий, отделений РАН и «региональных» Академий наук? Не проще было бы объединить все  эти академии в одну «Большую» Российскую Академию наук, сделав лишь отделения? Зачем содержать несколько бюрократическо-административных  аппаратов, существующих на средства налогоплательщиков? Да и «финансовые аппетиты» академиков стоит умерить, резко сократив финансирование «за  просто так», за «звание», а лучше и вовсе его ликвидировать. А все освободившиеся средства отдать именно ученым, а не «сидельцам в президиуме», повысив, как минимум, на 20 — 30 процентов зарплату настоящим  российским ученым. Для справки: в Национальной Академии наук США – около 2000 членов, работающих на общественных началах,  Лондонское Королевское общество по развитию знаний о природе (аналог РАН) – коммерческая организация и не финансируется государством, Шведская  Королевская Академия наук также является независимой негосударственной организацией. Академия наук Франции находится под протекторатом президента страны, в ней 239 членов, т.н. «бессмертных». Новый  член Академии избирается только когда «освободится место», т.е. обычно после смерти кого-либо из академиков. Академия наук Франции не управляет научными институтами и не несёт ответственность за гранты и премии. Каждый год учёные Франции страны получают премии, сравнимые по размерам с Нобелевскими, но за них отвечают специальные фонды, и  оформляется данная финансовая поддержка как акты дарения.

16.02.2012. Госдепартамент США аннулировал два научно-исследовательских гранта, которые российские ученые  получили по программе Russian Initiative в 2011 году. 2 млн. долларов были переведены в Россию для финансирования фундаментальных исследований в области магнитоплазменной аэродинамики на 2011 — 2014  годы.  Интересное замечание В 1983 году американские социологи Рэндалл Коллинз и Сэл Рестиво в своей знаменитой статье «Пираты и политики в математике» написали открытым текстом:  «Не существует неизменного набора норм, которые руководят поведением ученых. Неизменна лишь деятельность ученых (и соотносимых с ними других типов  интеллектуалов), направленная на стяжание богатства и славы, а также на получение возможности контролировать поток идей и навязывать свои собственные  идеи другим… Идеалы науки не предопределяют научного поведения, но возникают из борьбы за индивидуальный успех в различных условиях соревнования».