17 ноября 2010 г. |
Российский шинный рынок — масштабная консолидация, шинники объединяются
На российском шинном рынке началась масштабная консолидация. Получив контроль над обанкроченным Амтелом, СИБУР — Русские шины (СРШ) договорился об объединении с третьим крупным производителем — Нижнекамскшиной. До конца 2011 года они создадут холдинг, контроль в котором будет у Татнефти, а операционное управление — у СРШ. На долю Амтела, СРШ и Нижнекамскшины приходится более 60% российского производства шин и более трети рынка продаж.
Как рассказал Коммерсантy заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев, в середине сентября холдинг подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о слиянии с ОАО Нижнекамскшина. Акционеры компаний намерены передать свои доли (100% акций СРШ и 73,5% акций Нижнекамскшины) в кипрскую Zartel Ltd, 51% акций которой получит Татнефть (владелец Нижнекамскшины), а 49% акций — СИБУР.
Операционное управление объединенной компанией будет осуществлять топ-менеджмент СРШ, говорит господин Караваев. Для этого сделка заключается по английскому праву, поясняет он. Стороны получат по половине мест в совете директоров Zartel, уточнил замглавы стратегического управления Татнефти Александр Тищенко, а управлять заводами, скорее всего, будет вновь созданная управляющая компания. СРШ получит право назначить ее гендиректора, добавил господин Тищенко. Сейчас Нижнекамскшиной управляет Татнефть-Нефтехим, которую возглавляет Загит Шарафеев. Она же управляет Нижнекамским заводом техуглерода, Ярполимермашем и Т. Д. Кама, которые работают на Нижнекамскшину. Все они, а также Ефремовский завод синтетического каучука также войдут в объединенную компанию, говорит Александр Тищенко.
В ФАС подтвердили получение ходатайства. По словам Игоря Караваева, стороны рассчитывают получить все согласования до весны, а сделку завершить до конца 2011 года. Она также должна быть одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям, поскольку Нижнекамскшина входит в список стратегических предприятий.
Фактически речь идет о создании в России единого производителя шин на базе даже не двух, а сразу трех крупнейших игроков — СРШ, Нижнекамскшины и холдинга Амтел. Акции последнего в сделке не участвуют, но-де-факто СРШ уже контролирует Амтел. Холдинг находится в процедуре банкротства, а СРШ является крупнейшим кредитором.
По данным СРШ, на всех троих игроков сейчас приходится более 60% российского производства шин и около 35% продаж в стоимостном выражении. Амтел выпускает легковую резину, СРШ — главным образом коммерческую, а Нижнекамскшина — и то и другое. В СРШ утверждают, что речи о создании некоего российского монополиста в производстве шин не идет и что доля российских производителей на их собственном рынке все время снижается под давлением иностранных, у некоторых из которых уже есть заводы в России. Смысл слияния в СРШ объясняют именно целью создать единого российского игрока, способного конкурировать с иностранцами.
Но Александр Назаров из ИФК Метрополь отмечает, что СРШ и Нижнекамскшина выпускают сходную продукцию и непонятно, как одновременно будут и партнерами, и конкурентами. Это означает, что кому-то из партнеров придется закрывать выпуск той или иной продукции, а также пытаться делить ее сбыт,- уточняет аналитик.- Учитывая, что бизнес-лидеры в Татарстане неохотно делятся полномочиями и управлением своими активами, пока непонятно, насколько объединение будет безболезненным. Процесс консолидации был запущен СИБУРом, успешно получившим контроль над Амтелом, но с Нижнекамскшиной, видимо, удалось договориться только о паритете, отмечает Виталий Крюков из ИФД Капиталъ.
Оценить общую стоимость Амтела, СРШ и Нижнекамскшины невозможно, добавляет Александр Назаров: во-первых, потому, что Амтел — банкрот, а во-вторых, потому, что заводы всех трех компаний работают по толлинговым схемам и маржа в собственно шинном производстве минимальна.
По словам замначальника управления стратегического планирования Татнефти Александра Тищенко, в сделку не войдут активы банкротящегося шинного холдинга Amtel, основным кредитором которого является Сибур. А также проект Нижнекамскшины по производству грузовых ЦМК-шин, выход которого на проектную мощность в 1,2 млн штук ежегодно ожидается в 2012 году, сообщает РБК daily. Не исключено, что строящийся завод войдет в будущем в объединение, — говорит Александр Тищенко. Кроме того, со стороны Татнефти в сделку войдут Ефремовский завод синтетического каучука и Нижнекамский завод техуглерода.
Аналитик RMG Securities Константин Юминов отмечает, что в такой конфигурации практически паритетное объединение оправдано. Мощности „Нижнекамскшины“ крупнее, но бизнес „Сибура“ более рентабелен, — отмечает он. — И важно, что операционный контроль останется именно за ним.
С завершением консолидации Сибур — Русские шины и Нижнекамскшины обсуждается возможность IPO объединенной компании, говорит Игорь Караваев. Ранее Сибур не раз отмечал, что планирует постепенно выходить из шинного бизнеса за счет снижения своей доли с увеличением бизнеса и появлением других акционеров.
Новости химической отрасли, обсудить новость на «Химическом форуме».
Свежие материалы о рынках спроса и предложений, новости химических компаний, новинки химического производства, важные события химической индустрии, обсуждение химических новостей в разделе «Новости химической отрасли, химической индустрии» на «Химическом форуме».
Список новостей химической отрасли, новостные материалы о химии.
Освещение новостных материалов в сфере химической отрасли, самое интересное, что происходит в химической промышленности, от новых технологии, промышленного производства, поставки и продажи химической продукции и химических товаров. Новые производственные технологии, открытия и важные события, разработки новых материалов, вещест, химических элементов. Заметки ученых и специалистов — полезные материалы и статьи о химии. Химическая отрасль и современные тенденции в сфере и отрасли химии. Мир химии — химические новости. Новости промышленной и бытовой химии, новинки лабораторного оборудования, последние новости химии, новости в области химии.