Производители товаров народного потребления из пластмасс в тисках конкуренции, рост цен на сырье подавляющее число российских производителей товаров народного потребления определили как, пожалуй, самую болезненную текущую проблему отрасли. Удорожание сырья и снижение покупательной способности населения (спрос на продукцию постепенно смещается в сторону менее дорогих изделий), по сравнению с докризисным уровнем, крайне негативно сказываются на оборотах значительной части компаний.
Редакция Plastinfo.ru провела исследование рынка товаров народного потребления методом литья под давлением в России. В ходе исследования рынка были опрошены около 120 компаний, занимающихся литьем разнообразных пластмассовых ТНП: хозтоваров, игрушек, товаров для спорта и отдыха, садово-огородного инвентаря, канцелярских товаров и другой бытовой продукции.
Тревожная ситуация с ценами на отечественное сырье, — и это нам также отметили почти все опрошенные, — серьезно осложняется конкуренцией со стороны дешевой импортной продукции, в первую очередь китайской и турецкой. В компаниях нам неоднократно приводили примеры того, что готовая продукция из Китая часто сравнима по стоимости, а то и вовсе оказывается дешевле отечественного сырья. Конкуренция с турецкой продукцией особенно жесткая на юге России, где за последнее время открываются российские заводы турецких компаний. С падением курса евро по отношению к рублю конкуренция возрастает и со стороны европейских производителей, например, польских. В этих условиях непосильно дорогого сырья и конкуренции с дешевой импортной продукцией отечественные переработчики вынуждены экономить на внутренних издержках и развитии – снижать количество персонала, «замораживать» заработные платы, откладывать покупку и ввод в эксплуатацию нового оборудования и мощностей. При этом большинство респондентов
подчеркнули, что цену на свою продукцию они стремятся не повышать и объемы стараются не снижать, опасаясь потерять рынок сбыта, респонденты подчеркивают полное отсутствие какой-либо значимой поддержки отечественных производителей со стороны государства. Прежде всего, компаниям непонятна отстраненность государства в решении сложившейся ситуации с ценами на российское сырье и отсутствие защиты отечественных производителей от дешевого импорта.