Рост и падения рынка ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Рост и падения рынка ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Российский рынок тормозных жидкостей в настоящее время не выглядит особо привлекательным ввиду низких объемов потребления. Кроме того, из-за кризиса продажи на нем сократились на 20%. Однако его «неразвитость» и определяет высокий потенциал роста, который обязательно будет реализован с ростом автопарка страны.

Рост автопарка — вопрос времени

Российский рынок тормозных жидкостей, итак относительно неразвитом ввиду низких объемов потребления, сегодня находится не в лучшем положении. Продажи из-за кризиса в 2008 году сократились на 20%. По оценкам участников рынка, падение имеет место и в 2009 г. Оживление прогнозируется только в 2012 году…

Но это вовсе не означает, что рынок – не перспективный. Как раз ввиду его неразвитости здесь большое поле для роста. Российский автопарк, пожалуй, обладает самым высоким потенциалом для увеличения. Сегодня все мировые автоконцерны смотрят в сторону России, создаются сборочные производства. Очевидно, что ни в одной другой стране мира таких темпов роста не ожидается. Плюс к этому надо учитывать, что в европейских странах, благодаря государственным программам стимулирования покупки новых автомобилей, скоро завершится очередной цикл обновления парка – он полностью обновится. И нового можно ожидать не ранее, чем через 10 лет.

Все это свидетельствует о высокой привлекательности российского авторынка. Да, кризис больно по нему ударил. Тем не менее, никто из зарубежных компаний не свернул своих проектов – они были просто отсрочены. Наряду с этим создаются новые предприятия по выпуску автокомпонентов, шин, закупается импортное штамповочное и литьевое оборудование…

Россию ожидает «автобум». По оценкам экспертов, более-менее существенный рост начнется с 2012 г. Соответственно, это отразится и на рынке автохимии (в т.ч. тормозных жидкостей), который находится в прямой зависимости от развития автопарка и создан непосредственно для его обслуживания. В России будет больше современных автомобилей, которые требуют качественного техобслуживания и современных продуктов автохимии.

Это сегодня хорошо понимают, например, в концерне BASF, одном из мировых лидеров в производстве специальных жидкостей. Еще в 2006 г. BASF приступил к совместному проекту с компанией «Тосол-Синтез» по расфасовке тормозной жидкости Hydraulan® под торговой маркой AWM. При этом в арсенале BASF, имеющего допуски на поставку ТЖ на конвейеры крупнейших автопроизводителей (VW, Audi, Seat, Skoda, Ford, MAN, Toyota), не только жидкости класса ДОТ-4 (который занимает львиную долю нашего рынка), но и класса ДОТ-5.1. Производство подобных продуктов сегодня в России отсутствует, а их доля на рынке не высока. Но в перспективе потребности в ДОТ-5, рассчитанных на высокие скорости, будут возрастать.

Еще один момент заключается в росте культуры потребителя. Далеко не всегда автовладельцы меняют ТЖ в соответствии с регламентом. Многие не обращают особого внимания на необходимость ее периодической замены. В результате жидкость может отслужить вдвое больше положенного срока. Но отношение постепенно меняется. Все больше собственники стараются обеспечить автомобилю качественное техобслуживание. С ростом и обновления автопарка эта тенденция будет усиливаться.

Новые рынки

«Меккой» российского производства тормозных и других технических жидкостей является Дзержинск (Нижегородская обл.) – «город химиков», где сосредоточены мощности и крупных продуценты («Тосол-Синтез», завод «Капролактам» «Сибур-Нефтехима») и небольшие фирмочки. Тормозные жидкости, антифризы и другая автохимия здесь традиционно выпускались. Дело в том, что здесь находится производство сырья – моноэтиленгликоля – на Заводе окиси этилена и гликолей, входящем в «Сибур-Нефтехим». Высокое качество этой сырьевой составляющей (немалая доля объема дзержинского МЭГа экспортируется в Европу) определяет и качество ТЖ. На данном рынке доля импорта сравнительно не высока, то есть, отечественна продукция, по большому счету, отвечает запросам потребителя. (Конечно, проблема качества имеет место, есть и контрафакт, — речь о легальных хорошо зарекомендовавших себя производителях). В этих условиях может быть интересен и экспорт ТЖ и другой продукции на основе МЭГ.

Конечно, экспорт имеет место. Но сегодня его объемы сравнительно невелики. Кроме того, поставки идут, как правило, в ближнее зарубежье. Если выгодно поставлять в ту же Финляндию российский МЭГ, почему бы на его основе не делать продукты с более высокой добавленной стоимостью? Безусловно, барьеры здесь есть. Российские продукты в Европе не ждут с распростертыми объятиями (по крайней мере, местные производители). Но для рачительного европейского потребителя более низкая цена может сыграть решающую роль.

Для более эффективного продвижения на рынке, можно заручиться поддержкой зарубежных компаний, работающих в Росси, таких как тот же BASF. Ведь можно, используя его технологии и пакеты присадок, выпускать приемлемый для европейского рынка продукт. А вопрос получения допусков автопроизводителей, как показывает практика (опыт того же «Полипластика» по поставкам полипропиленовых компаундов), вполне решаем…

Каковы нынешняя ситуация и ожидания игроков? В каком направлении работает производитель в плане разработки и внедрения новых продуктов? Newchemistry.ru связался с одним из лидеров рынка – компанией «Тосол-Синтез». На вопросы отвечает Станислав Кликодуев бренд-менеджер по ТЖ компании «Тосол-Синтез».


— Как кризис отразился на российском рынке тормозных жидкостей? Насколько существенным было падение? Есть ли сегодня предпосылки для стабилизации, роста?

— По нашим оценкам кризис существенно повлиял на рынок тормозных жидкостей. Так в 2008 году падение составило не менее 20%, что было связано с падением остатков по товаропроводящей цепи. В 2009 году падение составляет порядка 16% и это падение уже в большей степени связано с уменьшением конечного потребления тормозных жидкостей. В отношении 2010 года мы строим прогнозы по сохранению темпов падения и общая корректировка рынка ожидается только в 2012 году.
 
— Одна из проблем рос. рынка (автохимии в целом) — большой процент контрафакта. Как в этом плане обстоят дела с тормозными жидкостями (ведь это более ответственный сегмент, по сравнению с теми же омывателями)? Что делают лидеры рынка для борьбы с контрафактом? Есть ли тенденция к его уменьшению?

— Я бы хотел разделить ответ на данный вопрос на две составляющие. Это контрафакт или подделка существующей продукции и общее качество выпускаемой продукции.

 В отношении контрафакта силами наших сотрудников постоянно производится мониторинг продукции, присутствующей в рознице и при возникновении какого-либо подозрения на подделку мы проверяем каждый поступивший к нам сигнал. При этом мониторинг на предмет фальсификации ведется нашей компанией на постоянной основе что позволяет гарантировать практически полное отсутствие фальсификата в рознице, более того уже сами торговые точки ощущая бремя ответственности предпочитают закупать продукцию через наших официальных партнеров, что еще более осложняет проникновение фальсификата в розницу.

Компания не только разработала эффективные инструменты выявления и борьбы с фальсификатом но и использует их на постоянной основе.

Основной системной проблемной рынка наша компания видит отсутствие законодательного регулирования всей выпускаемой в России и странах СНГ тормозной жидкости. При этом хотелось бы отметить что ни в России ни в странах СНГ до сих пор нет государственных или отраслевых стандартов, регламентирующих качество выпускаемых тормозных жидкостей. Фактически мы имеем ситуацию когда во флакон под названием тормозная жидкость можно залить воду или ацетон ну или как минимум сэкономить на качестве выпускаемого продукта.

Как показывают наши лабораторные исследования и результаты независимых экспертиз, например одно из последних исследований портала АвтоПарад http://www.autoparad.ru/publication/full.php?aid=241 , указание класса тормозной жидкости например ДОТ-4 абсолютно не гарантирует качество залитой во флакон тормозной жидкости. Как лидирующей производитель тормозных жидкостей в России мы будем продолжать привлекать внимание общественности и СМИ в области обмана рядовых потребителей.

— Существует три типа ТЖ (по источнику сырья): минеральные, гликолевые, силиконовые. В России сегодня наиболее распространены гликолевые (в частности, ДОТ-4). Есть ли предпосылки к разработке и наращиванию доли более совершенных гликолевых жидкостей  (следующего поколения — ДОТ 5,1 и далее)? Расскажите об инновационных разработках Вашей компании…

— Действительно в России наиболее распространены тормозные жидкости выдаваемые за класс ДОТ-4. При этом хотелось бы обратить внимание что продукт нашей компании, тормозная жидкость РосДОТ, значительно превышает эксплуатационные характеристики регламентированные стандартом FMVSS.  Так, например температура кипения «сухой» жидкости  РосДОТ превышает 250 градусов C, при этом стандарт регламентируем минимальную температуру в 230 градусов. Более того, автопроизводители при первой заливке и омологации тормозных жидкостей предъявляют более жесткие требования нежели показатели ДОТ-4. Таким образом наиболее распространенной тормозной жидкостью в России является жидкость конвейерного качества или РосДОТ, а не просто продукты паразитирующие на классе ДОТ-4.

В отношении инноваций наша компания осуществляет постоянную работу по улучшению эксплуатационных свойств выпускаемой продукции. Не секрет, что автопроизводители предъявляют все более и более жесткие требования к используемой тормозной жидкости, что позволяет нам использовать одобренные автопроизводителями разработки для вторичного рынка. На сегодняшний день мы обладаем не только уникальными торговыми марками, серьезными наработками в области сотрудничества с крупнейшими автопроизводителями в России, но и запатентованной технологией изготовления тормозной жидкости. Наши разработки в большей степени продиктованы требованиями безопасности, а не маркетинговыми уловками в области класса тормозной жидкости.

— Силиконовые жидкости в России сегодня не производятся. Небольшие объемы поступают по импорту. Есть ли сегодня предпосылки для наращиванию доли силиконовых жидкостей? Возможно (и есть ли смысл?) налаживать их производство в России? Что для этого требуется?

— Мы не рассматриваем для себя перспективность выпуска силиконовых тормозных жидкостей ввиду их очень узкого рынка. Более того их нельзя применять в тормозных системах, рассчитанных на применение тормозных жидкостей на гликолевой основе. При этом мы уже обладаем технологией производства тормозных жидкостей на гликолевой основе по уровню эксплуатационных свойств не уступающих силиконовым. Единственное преимущество тормозных жидкостей на силиконовой основе это отсутствие необходимости их регулярной замены. По сути, это — армейская разработка, практически не востребованная в гражданском производстве. Также нельзя не указать один из главных минусов тормозных жидкостей на силиконовой основе, это дорогостоящая конструкция самой тормозной системы, которая рассчитана на их применения. Все дело в низких смазывающих свойствах данных продуктов.

— Какое значение для производителей имеет попадание их продукции на конвейер (т.е. на комплектацию автомобилей)? Существует ли здесь борьба за рынок?

— Сам по себе рынок конвейерных поставок несопоставим по объемам с розничным рынком. Однако сам опыт взаимодействия с конвейерами, выпуск продукции удовлетворяющий требованием автопроизводителей гарантирует качество выпускаемых тормозных жидкостей. В этой связи наша компания является неоспоримым лидером не только вторичного рынка но и ОЕМ рынка.

— Многие марки ТЖ (типа Нева, Тайга и др.) распространены на рынке еще с советских времен. Многие производители пользуются этими названиями (в сочетании с небольшими изменениями). Регламентируется ли как-то данное правообладание? Является ли данный факт проблемой для здоровой конкуренции? Каково сегодня значение брэнда ТЖ для потребителя?

— Название Тайга было придумано совсем недавно. С советских времен нам в большей степени достались марки НЕВА и РОСА, на территории Сибири была распространена марка ТОМЬ. Нашей компании принадлежит ТМ РОСА, которая по сути является самой современной советской разработкой, значительно улучшенной силами наших технологов. Другие торговые марки известные с советских времен морально устарели и мы не видим смысла их активного продвижения ввиду слабой защищенности и их узкого круга потребителей. При этом скорее важна не марка с различными префиксами а сам производитель, гарантирующий каечство выпускаемой продукции.

 - Компания Тосол-Синтез имеет лицензионное соглашение с концерном BASF о распространении его продукции на территории России. Какое значение для Тосол-Синтез имеет данный факт? Планируется создание производств данных жидкостей (под марками BASF) в России и из российского сырья?

— Пока речь идет о партнерстве в области изготовления охлаждающих жидкостей.

— Ваш взгляд на перспективы российского рынка ТЖ? Можем ли мы ожидать в России появления принципиально новых продуктов и новых производителей? Насколько может вырасти рынок в ближайшие 2-3 года?

 - В ближайшее время мы не ожидаем значительного изменении рынка тормозных жидкостей как по объемам потребления, так и по структуре конкуренции. В большей степени это связано с его нынешней низкой финансовой привлекательностью ввиду небольших объемом потребления самих тормозных жидкостей в России.

Подъем и рост на рынке тормозных жидкостей и прочей автохимии начнется в 2012 году вместе с ростом авторынка. Таким образом, сегодня есть время для детальной проработки проектов, разработки перспективных продуктов и создания новых брендов. То, что рост будет – очевидно…