Таможенный союз -ТНК-BP может купить НПЗ
ТНК-BP готова рассматривать возможность покупки нефтеперерабатывающих активов в зоне Таможенного союза. Рынок Казахстана закрыт для иностранных компаний, а реальность приобретений в Белоруссии зависит от позиции местных властей.
ТНК-BP готова изучить варианты покупки перерабатывающих активов в зоне Таможенного союза, объединяющего Россию, Казахстан и Белоруссию, считая основным направлением своей деятельности переработку нефти, а не ее экспорт, сообщил в интервью исполнительный вице-президент компании по переработке и маркетингу Дидье Бодранд. «Если есть возможность рассмотреть приобретение перерабатывающих активов в зоне Таможенного союза, мы будем изучать ее. С точки зрения максимизации прибыли наиболее перспективно перерабатывать нефть и заниматься маркетингом нефтепродуктов», — отметил он. При этом ТНК-BP в течение пяти лет вложит 1,3 млрд долл. в реконструкцию имеющихся у компании НПЗ, но модернизация позволит повысить глубину переработки, не увеличив объемов, пояснил г-н Бодранд.
Намерения ТНК-BP логичны, покупка новых мощностей внутри Таможенного союза позволит получить синергический эффект, который при передаче сырья для переработки в другие страны уничтожается пограничными сборами, говорит начальник отдела инвестанализа ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Впрочем, шансов получить казахские активы у ТНК-BP практически нет, добавляет аналитик. Несмотря на неоднократные попытки, это не удалось «Газпром нефти», аффилированной с государством. Неудачу потерпел и Китай: Казахстан получил кредит в 10 млрд долл. при условии допуска китайской госкомпании на Павлодарский НПЗ, однако CNPC так и не получила контроль над активом.
Оптимистичнее выглядит ситуация на рынке Белоруссии, однако здесь многое будет зависеть от позиции властей соседнего государства, полагает г-н Александров. ТНК-BP через «Славнефть» принадлежит 21,25% акций Мозырского НПЗ (его мощность в ближайшее время должна достичь 12 млн т нефти в год), компания могла бы увеличить свою долю. В Белоруссии есть еще один крупный завод — Новополоцкий (мощность 10,7 млн т), в настоящий момент он подконтролен государству.
Зависимость планов ТНК-BP от позиции белорусских властей фактически признал и Дидье Бодранд. «Политический климат в Белоруссии меняется, и я ожидаю, что в течение нескольких месяцев мы увидим, как можно оптимизировать наши активы в этой стране. Но на этом этапе рано делать какие-либо оценки».
Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ — России,Казахстана,Белоруссии
Президенты России,Казахстана , Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.
На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.
Предполагалось, что все первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.
Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».
7 апреля 2005 на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.
Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин.
В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.
Состояние проекта
По причине отсутствия заинтересованности Украины в ЕЭП в настоящее время реализация проекта приостановлена, а большинство интеграционных задач развиваются в рамках ЕврАзЭС. Некоторыми политиками были высказаны мнения о том что ЕЭП создавалось исключительно для привлечения Украины к интеграционным процессам и без ее участия ЕЭП фактически потеряла смысл своего существования, так как все остальные страны участвующие в проекте входят в ЕврАзЭС.
Концепция Единого экономического пространства, выдержка из Концепции формирования
— Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
— Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
— Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
— ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
— Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
— Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
— Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
— Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Федеральная таможенная служба (ФТС) вчера опубликовала предварительную оценку импорта товаров из стран дальнего зарубежья в декабре 2009 года (порядка 90% всего импорта в РФ). Продовольствие и химическая продукция повышают свои показатели, лидируют в восстановлении импорта продукции, основываясь на таможенных данных, импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 37%. Между тем данные ФТС стали демонстрировать устойчивое восстановление товарного импорта начиная с сентября 2009 года, а в декабре 2009 года по сравнению ноябрем того же года он увеличился на 10,6%, что лишь частично объясняется сезонностью.
Структура товарного импорта из стран дальнего зарубежья в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года претерпела заметные изменения: при сокращении доли инвестиционного импорта в стоимостном выражении на 6,4% доля потребительского импорта (продовольствия и химии) выросла на 7,1% (см. график). Такая картина может отражать не столько сокращение цен на ввозимую в РФ продукцию, сколько, с одной стороны, сокращение инвестиционного спроса, вызванного стагнацией российской промышленности, а с другой — потерю конкурентоспособности российских производителей потребительских товаров. Согласно данным ФТС, лидерами восстановления импорта в декабре 2009 года стали продовольствие и сырье для его производства и химическая продукция, причем импорт по этим статьям увеличился даже в годовом выражении — соответственно на 0,6% и 9,8%. В то же время в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года импорт машиностроительной продукции в стоимостном выражении сократился более чем на 26%, текстиля и обуви более чем на 20%.
В импорте продовольственных товаров в годовом выражении лидерами роста стали закупки молочных продуктов (на 33,4%), овощей — на 11%, фруктов и орехов — на 5,3%, масла растительного — на 3,6%, табака — на 2,2%. При этом импорт сахара сократился на 29,5%, рыбы — на 9,6%, мяса и субпродуктов — на 6,2%, зерновых культур — на 4,7%, алкогольных и безалкогольных напитков — на 2,9%. В группе товаров химической промышленности в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились закупки продуктов органической и неорганической химии — на 40,2%, полимеров и каучука — на 14,1%, фармацевтической продукции — на 9,2%. В то время как поставки парфюмерно-косметических товаров уменьшились на 15,3%, мыла и моющих средств — на 5,5%.