Камчатка туризм — летний отпуск, учителя по химии месячный тур по Камчатке

Как алтайские путешественники покоряли Камчатку. Хитч-хайк — это самый популярный вид «дикого» туризма. Проще говоря — это автостоп. Но изюминка его в том, что транспорт здесь не выбирается — автостопщики передвигаются на всем, что везет, летит или плывет… [фото]
Михаил ХАУСТОВ — 14.01.2010

Этим летом трое барнаульцев — учитель химии и завуч школы № 31 Евгения САЦИК, ее коллега-географ Ольга ДОЛМАТОВА и известный путешественник Алексей КОТЕЛЬНИКОВ — пробовали «на зуб» дороги Камчатки, используя хитч-хайк. За 37 дней они прошли пешком около 370 километров и проехали на авто более 1800 километров. Сегодня они делятся с «Комсомолкой» своими еще не остывшими впечатлениями.

— Евгения Юрьевна, а почему для летнего отпуска выбран столь далекий край — 6 часовых поясов от Барнаула?

— Исходя из «отпускных» и накопленных за год денег, выбор был не большой: Камчатка или плато Путорана на полуострове Таймыр. И все-таки желание побывать в знаменитом краю вулканов, медведей и рыбы перевесило. Вообще, мы не новички в путешествиях: в 2007 году посетили теплые источники Байкала, а в 2008-м побывали на Сахалине и Курильских островах. В том числе и на печально знаменитом ныне острове Шикотан. Оттуда действительно трудно уехать…

Для иностранца созерцание камчатских красот обходится в разы дороже — каждый второй турист на Камчатке прибыл из дальнего зарубежья или из Москвы

— Давайте отправимся на Камчатку, — подключилась к беседе Ольга Владимировна. — Я как географ должна уточнить, что между Барнаулом и Камчаткой действительно 6 административных, но 7 солнечных поясов. Вся навигация и связь там ориентируются на наше светило, а не на мнение политиков. Каждые 15 градусов долготы и есть солнечный часовой пояс. Это важно учитывать при планировании вольного путешествия.

— Ольга Владимировна, а как вы собирали информацию? Интернет?

— Прежде чем насладиться зрелищем редчайших на Земле черных пляжей из вулканического песка и почувствовать запах серы в кратерах «горячих» вулканов, надо было тщательно прозондировать Сеть именно на тему хитч-хайка. В различных туристических буклетах всегда все описывается очень гладко, поэтому в них практически нет полезной информации. А для автостопера знать различные мелочи очень важно. Это, кстати, поможет значительно сэкономить в пути. Так, например, покупать пирожок с капустой или картошкой близ камчатской автотрассы обойдется в 60 рублей (это в 6 раз дороже, чем в среднем по Сибири). А вот в поселке, находящемся вне туристского маршрута, тот же пирожок мы купили в два раза дешевле!

В 2005 году на набережной Авачинской бухты был открыт и освящен памятник святым апостолам Петру и Павлу

— Вообще все продукты на Камчатке стоят в три раза дороже, чем в Барнауле, — подтвердила Евгения Юрьевна. — Рекорды бьет сметана — 250 рублей и огурцы — 120 рублей (в это время, летом, в столице края они продавались всего за 14 «деревянных». — Прим. авт.). — Поэтому, если вести трезвый образ жизни, с учетом ягодно-грибного подножного корма и халявного лосося из реки, стоимость питания хитч-хайкера на Камчатке обойдется примерно в 14 тысяч рублей.

— Самые большие траты в путешествии — транспортные, — уточнил Алексей Котельников. — Умножайте проезд внутри Алтайского края на 2, это и будет камчатский тариф. Для нас это составило еще 26 тысяч рублей помимо питания. Однако для иностранца созерцание камчатских красот обходится в разы дороже — каждый второй турист на Камчатке прибыл из дальнего зарубежья или из Москвы. Самые скромные затраты чужеземца составляют не менее 6 тысяч евро.

— Но на картах указаны вполне реальные дороги?

 - На картах указаны только зимние дороги, а если путешествовать летом, то вместо дорог там образуются практически сплошные переправы, — с долей иронии заметила Евгения Юрьевна. — Причем все за деньги. Цены очень больно кусаются, если торопиться… Обычная переправа через реку на экс-военном ПТС (плавающее транспортное средство) от 6 до 10 тысяч рублей. Либо надо ждать попутку или автомашину с ближайшего рыбозавода.

— А заодно познакомиться с какой-нибудь «сайрой»,- задорно добавил Алексей. — Так зовут женщин с рыбозаводов. На Камчатке добыча рыбы — главная экономическая отрасль. Заметьте не ловля, а добыча, как уголь или нефть! Красная рыба — главное богатство, которое неумолимо и варварски уничтожается. На каждой речушке — рыбная бригада и снасти. Автокран на берегу и бесконечные забросы трала в реку… И так пять-шесть дней в неделю, и только в один день — обычно в понедельник — позволяется рыбе пройти до нерестилища.

— А еще… — призадумалась Ольга Владимировна. — Кроме людей, на рыбку охотятся медведи, поэтому на громадных и вонючих рыбных свалках, напоминающих жуткое зрелище из мэлгибсоновского фильма «Апокалипто», нередко валяются и убитые мишки.

— Лично меня ужаснуло зрелище убитых детенышей нерпы,- отметила завуч. — Трупики малышей — с хвостиком и мордочкой, но без меховой шкурки — выносят на берег морские волны. Так что Камчатку можно смело назвать — «край браконьеров».

— А правда, что хитч-хайк — самый доступный способ вольного туризма?

— Доступнее только пеший туризм. Кстати, зря думают, что автостоп — это легко и комфортно, — продолжил Котельников. — Хорошо, если вы тормознули рефрижератор — сухо и тепло, а если в кузове грузовика? Плюс часто моросящий дождик и беспрерывные ухабы на дорогах-направлениях.

— У географов, — вновь уточнила Ольга Долматова, — для этого есть специальный термин — «автослед». То есть подобие дороги без бордюра и, естественно, асфальта. Через год, например, автослед может быть проложен в 200 метрах от прежнего, прошлогоднего. Вдобавок дальневосточный хитч-хайк — это долгое, многочасовое ожидание попутной машины.

— Иногда и обилие комаров!!! — припомнила Евгения Сацик. — В это аномально теплое лето 2009 года температура в горном поселке Эссо, что в центре Камчатки, достигла 44 градусов жары — впервые за 60 лет!

— Интересна особенность местных авто: большинство «заточены» на бездорожье: трубы воздухозаборника выведены на крышу. Такой автовездеход способен преодолевать реки полутораметровой глубины! — добавил Алексей Иванович.

— Главный источник адреналина вовсе не переправа, а обилие медведей, — сразу вдвоем подтвердили учителя. — Они — везде. Нам довелось столкнуться с 5 косолапыми. А те, кто сплавляется по рекам, встречается с десятками мишек на одном маршруте. Про медвежьи следы и говорить не стоит: у рек, в лугах, даже в кратерах вулканов.

— Вот-вот, — живо заметил Котельников. — Не меньше опасности несут в себе и камчатские огнедышащие горы: в «живых» кратерах вулканов множество фумарол — места выхода вулканических газов, газовые гейзеры. Они добавляют в воздух сильнейшие ароматы серы и сероводорода (сей газ пахнет тухлыми яичками и способствует образованию тромбов в крови).

— То есть ночевать в кратерах не рекомендуется, — отметила учитель химии Евгения Юрьевна. — Зато можно сколько угодно пить бесплатную минеральную воду, причем самого разного солевого состава. Особо популярны Аагские, или Чистинские нарзаны. А еще можно купаться в теплых родниках и озерцах. Но прыгать с разбегу не стоит — можно буквально свариться, ибо температура в этих вулканических озерах может достигать 95 градусов Цельсия, но обычная теплота воды реальна для купания — 30 — 50 градусов.

— Наверное, благодаря сему факту проблемы личной гигиены для туристов на просторах Камчатки просто нет?

— Зато она есть в городах — в Петропавловске-Камчатском и Елизово кранов с централизованной горячей водой в квартирах горожан-камчадалов, похоже, нет давно, — припомнила Ольга Долматова. — Горячая вода ушла из кранов в историю вместе с СССР. Кругом одни титаны.

— На территории одной рыболовной бригады есть даже котел Бийского котельного завода, — отметила завуч 31-й школы.

— А в поселке Эссо, в районе вулкана Толбачик, именуемом «Камчатская Швейцария», — вставил слово Алексей, — нас ожидал сюрприз — небольшая гостиница с родным именем — «Алтай». И доехать от «Алтая» к собственно вулкану Толбачик можно только на уазике за «швейцарские» деньги, за 70 км пути стабильная такса — 11 тысяч рублей — 157 рублей за километр!

— Кстати, чтобы снять квартиру в столице Камчатского края и организовать временную городскую базу — отремонтироваться и постираться, надо отдать минимум 11 тысяч рублей, — заверила Евгения Юрьевна. — Если умеешь и способен торговаться с хозяином хаты. А нет деловой хватки, то будь готов выложить 18 тысяч в месяц. Или 1500 рублей за сутки.

— Камчатка — закрытая страна? Ту же Аляску посещают не менее миллиона туристов ежегодно…
Как вы думаете, что ждет этот уникальный край?

— Сложный вопрос…- задумался бизнесмен и путешественник Алексей Котельников. — Камчатка — клондайк для туризма и энергетики. Уникальный полуостров, страна множества теплых озер, которые являются дармовым теплом Земли. Из всех российских геотермальных теплоэлектростанций — старая Паужетская и две новые — Мутновские расположены именно на Камчатке. От последних в столицу Камчатского края тянутся горячие трубы, над которыми предприимчивые сельчане уже построили множество теплиц, где выращивают даже виноград! Бизнес-крестьяне из Поднебесной империи предлагали даже построить квадратные километры теплиц, полностью решив продуктовую проблему полуострова и всего Дальнего Востока, но воз и ныне там… Зачем развивать какую-либо промышленность, зачем пахать землю, зачем камчадалам туризм… когда кругом полным-полно красной рыбы!