Каковы главные события и результаты ушедшего года?

Каковы планы компаний в 2010 году. Сегодня в очередной серии опроса руководителей предприятий РТ «БИЗНЕС Online» публикует мнения на этот счет, высказанные строителями, архитекторами, представителями легпрома, банковской сферы.

1. Какое событие для Вашей компании было главным в 2009 году? Чем запомнился год в целом?

2. Каковы планы Вашей компании на 2010 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?

3. Что ждет, на Ваш взгляд, в следующем году вашу отрасль, республику, страну?

 

Виталий Логинов — директор творческой мастерской «ВЕЛП»:

1. Если честно, то ничего хорошего. В связи с кризисом не было крупных уникальных проектов.

Среди знаменательных событий — в этом году мы создали СРО проектировщиков. Также удалось урегулировать вопрос с домом союза архитекторов РТ. Нам оставили его в безвозмездное пользование на правах аренды.

2. Надеюсь, что в следующем году нечего опасаться. К концу этого года выросло количество заказов, хотелось бы, что в следующем появился заказ на крупный объект. В связи с кризисом пришлось немного приземлиться, и проектировали в основном жилье. Нет, это не объект Универсиады. Там полный монополизм Татинвестгражданпроекта.

3. 15 января 2010 года выдадим первые допуски СРО. В следующем году продолжится строительство объектов Универсиады. Уникальных объектов ждать не приходится, ведь наш заказчик не любит научные разработки. А шедевры требуют этого. Новые спортивные объекты не будут отличаться современной архитектурой, но решат важные социальные задачи. Одним словом, пекинского стадиона «Птичье гнездо» ждать не стоит.

Надеюсь, что внедрение электронных торгов позволит малым компаниям участвовать в реализации госзаказов.

Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

1. Одним из заметных событий для компании и отрасли было июньское заседание правительства России по легкой промышленности. Следствием его стало закрытие Черкизовского рынка в Москве. У всех появилось надежда, что проблемы российского легпрома услышаны и будут приняты реальные меры по его поддержке. Рассматривали и вопрос перевода предприятий легпрома на упрощенную систему налогообложения, что дало бы им возможность противостоять контрабанде и контрафакту, заполонившему страну. Однако надеждам не суждено было сбыться . Черкизон с одной площадки расползся по Москве и стране, а остальные меры так и остались разговорами. Мы для себя поняли, что надеяться нужно только на себя. Этот год мы очень напряженно работали по удержанию и развитию рынков сбыта, оптимизации структуры предприятия, снижению издержек.

2. В планах компании — завершить процесс превращения предприятия  в современный меховой технопарк: материнская компания занимается новыми технологиями, разработками, а малые предприятия выпускают продукцию, быстро меняя ассортимент в соответствии с требованиями рынка. Ведь в мире, за исключением Китая, таких крупных, как мы, меховых предприятий нет. Сочетание надежности, качества, высоких технологий Мелиты и мобильности малых предприятий позволит повысить конкурентоспособность. Являясь самым передовым российским меховым предприятием, а по многим позициям и мировым лидером, Мелита рассчитывает еще более укрепить свои позиции на рынке. Надеемся, что кризис заканчивается, и благосостояние и оптимизм покупателей перестанут падать.

3. У меня достаточно оптимистичный прогноз на следующий год для республики, где, несмотря на кризис, идет развитие. В качестве примера можно привести мощные подвижки в химии и нефтехимии. Хуже мой прогноз для страны в целом, так как, несмотря на весьма приемлемые цены на углеводороды, не происходит никаких позитивных изменений ни в структурной перестройке экономики, ни в борьбе с коррупцией. И совсем плохие прогнозы для отрасли. Легкая промышленность никому не нужна. За 20 лет ее доля в ВВП страны снизилась в 100 раз! И этот процесс, к сожалению, продолжится. При этом у меня достаточно позитивный прогноз для Мелиты.

Радик Ибрагимов — директор филиала «Приволжский» X5 Retail Group N.V., (магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»)

1. В 2009 году Приволжский филиал компании X5 Retail Group N.V. стал мультиформатным. Еще год назад компания была представлена в Татарстане брэндами «Карусель» и «Перекресток». В 2009 году, несмотря на кризис, мы открыли 20 магазинов «Пятерочка+». Мы сделали ставку на дискаунтер, отреагировав на изменение покупательских предпочтений – смещение спроса в пользу «базовых» продуктов, повышенное внимание к стоимости товара. И, позиционируя Пятерочку+ как ценового лидера, не ошиблись: в целом по компании приток новых клиентов в сеть дискаунтеров за последние шесть месяцев составил 25 миллионов человек. А темпы роста трафика ускорились в сопоставимых магазинах с 6 процентов в первом квартале 2009 года до 12 процентов в третьем квартале 2009 года. В дискаунтерах Приволжского филиала с момента открытия первого магазина совершило покупки около 4,5 миллиона человек.

Кроме того, 27 марта мы открыли седьмой супермаркет «Перекресток» в Татарстане, а 11 декабря второй гипермаркет «Карусель» в Удмуртии. И уже в первый день работы в новой «Карусели» совершило покупки более 8 тысяч человек — это тоже очень хороший показатель.

2. Мы с оптимизмом смотрим с будущее. Опубликованный Росстатом индекс потребительского доверия за третий квартал 2009 года свидетельствует о том, что число россиян, верящих в начало экономического подъема в 2010 году, постепенно растет. В следующем году наша компания намерена открыть 7-10 гипермаркетов, около 15 супермаркетов, 200-250 магазинов дискаунтеров. Магазины Приволжского филиала компании X5 Retail Group N.V. работают не только на территории Татарстана. Формат «Карусель» также представлен в Удмуртии и Башкортостане, «Перекресток» — в Марий Эл. X5 продолжит активно развиваться в этих регионах. Кроме того, уже в первой половине 2010 года мы рассчитываем завершить процесс интеграции магазинов сети «Патэрсон».

3. 1 февраля 2010 году вступит в силу новый закон «О торговле». Несмотря на возникающие в связи с вступлением в силу нового законодательства сложности в работе и дополнительные издержки, X5 Retail Group продолжит оставаться ценовым лидером, продавая продовольственные товары по низким ценам и инвестирует в российскую экономику около 18 миллиардов рублей капитальных вложений и около 250 миллиардов рублей в приобретение товаров у российских поставщиков. Полагаю, что в будущем некоторые нормы данного закона по объективным причинам будут скорректированы.

В долгосрочной перспективе можно также предположить, что тенденция слияний и поглощений на российском розничном рынке продолжится. Сегодня на 10 крупнейших игроков в России приходится около 11 процентов розничного рынка, рискну предположить, что к 2015 году 30-35 процентов рынка будут иметь пять крупнейших игроков.

Арслан Хамидуллин — начальник управления анализа и планирования ОАО «АК БАРС» БАНК:

1. Одним из важнейших событий 2009 года считаем увеличение доли правительства РТ в нашем банке. В условиях ненормального функционирования экономики, рост капиталов банков – естественное и необходимое условие их укрепления и дальнейшего развития. Акционеры «АК БАРС» БАНКа на внеочередном собрании 30 марта 2009 года приняли решение увеличить уставный капитал. Банк полностью разместил акции дополнительного выпуска. Всего размещено девять миллиардов ценных бумаг номиналом в один рубль. В результате размещения допэмиссии банк увеличит уставный капитал на 47 процентов – до 28,22 миллиарда рублей. Акции купили государственная некоммерческая организация «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», которая учреждена кабинетом министров РТ, и ОАО «Связьинвестнефтехим», 100 процентов акций которого принадлежит правительству РТ.

Вторым не менее значимым событием считаем то, что в условиях закрытости внешних источников финансирования, ОАО «АК БАРС» БАНК удалось разместить еврооблигации с погашением в 2012 году на сумму 280 миллионов долларов. Организатором размещения и обмена выступил Credit Suisse. Несмотря на кризис, крупные инвесторы сохранили доверие к банку и к его возможностям вовремя исполнять свои обязательства. Кроме того, были привлечены дополнительные ресурсы для кредитования реального сектора экономики.

И третьим значимым событием считаем восстановление и рост депозитной базы банка, после определенного оттока средств физических лиц, который был осенью 2008 года, когда вкладчики под действием паники снимали свои вклады. Причем такая ситуация была не только у нас, но и у всех банков РТ и РФ. Хочется отметить, что сейчас по итогам 10 месяцев 2009 года объем вкладов населения в ОАО «АК БАРС» БАНК вырос на 16,9 процента, в то время, как по банковской системе в целом на 15,1 процента.

Анатолий Ливада – генеральный директор ЗАО «ФОН»:

1. Для нашей компании, конечно же, важна наша работа – вот уже почти 15 лет мы строим дома для татарстанцев, в первую очередь в Казани. В этом году, несмотря на сложные экономические условия, мы сдали несколько объектов (в том числе в Солнечном городе Казани и в микрорайоне «Яшьлек» в Набережных Челнах), а самое главное заложили и ведем строительство новых. Мы гордимся нашим новым четырнадцатиэтажным домом на улице Адоратского, который мы заложили в этом году из кирпича, произведенного филиалом ЗАО «ФОН» «Ключищинская керамика». Это уникальный дом нового поколения. Он очень теплый и экологичный, потому что в его стенах нет синтетических утеплителей. На пороге новой эры – керамическое домостроение высокой этажности (до 22-х этажей), с квартирами любой планировки. Кстати, данное производство («Ключищинская керамика») отметило в конце 2009 года свою первую годовщину – за это время коллектив предприятия полностью произвел наладку и регулировку оборудования. Кроме того, в течение года персонал предприятия обучался работе по новым технологиям. Подводя итоги года, можно сказать, что коллектив завода, который неоднократно обновлялся (и руководящий состав, и рабочие), на сегодня стабилизировался, и предприятие готово перейти на стопроцентную мощность. На сегодня мы выпускаем восемь видов кирпича – как облицовочного, так и рядового, различного как по цветовой гамме, так и по прочностным характеристикам (в зависимости от заказа покупателей и конструкции объекта). Сотрудники собственной лаборатории завода находятся в постоянном поиске новых цветовых решений и технологических разработок, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента продукции, снижения энергозатрат. А еще готовим документацию по сертификации нашей продукции на соответствие международному стандарту ISO 9001-2001. В общем, за год было сделано все, чтобы отладить производство и подготовить выход на стопроцентную мощность – в 60 — 75 миллионов штук условного кирпича в год. Уже сегодня сбыт у предприятия «задыхается» – ежесуточно на разные стройки не только республики, но и других регионов страны отгружается по сто тысяч штук керамических изделий. С облицовочным кирпичом завод участвует в строительстве объектов Универсиады-2013, на которые поставляются два вида цветного стройматериала – «слоновая кость» и «солома».

2. Планы нашей компании – продолжать начатые проекты и приступать к новым. Мы хотим, чтобы жители нашей республики были обеспечены качественным жильем, чтобы рождались новые семьи, а в них появлялись дети. Надеемся мы только на лучшее, на то, что все, наконец, войдет в свое русло и у жителей Казани и республики будет реальная возможность решить свой квартирный вопрос.

Что же касается производства керамических изделий, то в 2010 году, мы будем выводить его на стопроцентную мощность и расширять ассортимент: помимо кирпича с разной цветовой гаммой, будем изготавливать и изделия различных форм, к примеру, для культовых и других уникальных архитектурных объектов.

3. Надеемся, что следующий год принесет с собой много хорошего и для отрасли, и для республики, и для всей страны. Понимаем, что легким он не станет. Для себя мы пожелали бы хорошей приносящей удовлетворение работы. И это важно не только для нас, ведь давно уже доказано, что каждый работающий на строительной площадке напрямую или косвенно обеспечивает работой еще минимум 8 человек. Таким образом, мы и можем внести свой вклад в подъем экономики всей страны.

Андрей Чумаков – генеральный директор ООО «УК »БлескСервис«:

1. Первый квартал года запомнился борьбой с теми трудностями, которые повлек за собой финансовый кризис. Но сейчас можно с уверенностью утверждать, что мы с достоинством выдержали испытание и сумели сохранить наш коллектив профессионалов и достичь поставленных целей. В марте 2009 года БлескСервис получил статус официального дилера компании с мировым именем »3М«. Нами открыты филиал в Саранске и представительство во Владимире. Мы гордимся тем, что именно усилиями наших работников новые спортивные объекты, построенные к Универсиаде, были готовы к приему высокопоставленных гостей в кратчайшие сроки. Помимо прочего, мы успешно приняли участие в специализированной выставке »Индустрия клининга", прошедшей в Уфе в октябре прошлого года. Мы приобрели новых клиентов и партнеров. По основным показателям деятельности уходящий 2009 год стал для нас успешным.

2. БлескСервис планирует и в дальнейшем развиваться ускоренными темпами. Мы уверены, что наши планы по росту и развитию компании будут реализованы благодаря слаженной работе команды профессионалов БлескСервиса. Мы выражаем надежду, что многие важные отрасли экономики региона и страны в целом снова начнут работать в полную силу. Повышающиеся темпы производства и строительства смогут обеспечить все новые и новые объемы для профессионалов клининга. А мы со своей стороны гарантируем, что всем нашим существующим и потенциальным клиентам мы обеспечим комфортные условия работы и поможем сконцентрироваться на ключевых аспектах бизнеса, взяв на себя все вопросы по уходу за недвижимостью.