Сейчас очень популярны исследования на стыке естественных наук, они как правило плодотворны и часто преподносят неожиданные открытия. Например, исследование структуры крыльев бабочки натолкнуло на мысль об искусственном создании поверхностей, обладающих теми же свойствами. Конъюгаты наночастиц и антител породили идеологию адресной доставки лекарственных препаратов. Самоупорядочивание ДНК – технологии молекулярной самосборки. Примеров можно приводить много.
В то же время, исследования, которые преподносятся как мультидисциплинарные, зачастую оказываются фальшивкой, случайной или намеренной. Очевидно, что для проведения мультидисциплинарных исследований исследователь должен досконально знать как минимум все дисциплины, в области которых он хочет работать. Но этого мало. Помимо глубоких фундаментальных знаний необходимо постоянно ставить вопросы, искать объяснения нестыкующимся фактам и расширять свой круг знаний в области смежных дисциплин. В противном случае открытие, на которое было затрачено немало сил, в лучшем случае окажется уже известным, в худшем – бессмысленным.
Например, было показано, что для удаления жировых загрязнений с полимерных материалов хорошо подходят органические растворители: толуол, ксилол и их смеси. Но есть проблема: эти растворители растворяют и сам полимерный материал. Для предотвращения этого была проведена работа по их разбавлению водой, приготовлению и загущению эмульсий, исследована их седиментационная устойчивость, оценен размер и дисперсность частиц. Проведено полноценное исследование, которое привело к созданию нового материала. В то же время, в лакокрасочной технологии давно известен приём подавления растворимости полимерных материалов путём введения осадителей, специально подобранных органических растворителей. Исследование, которое связывает воедино коллоидную химию, органику, химию полимерных материалов и методы исследования привело к решению уже известной задачи.
Второй пример: исследователь модифицирует ультрафильтрационную мембрану, пришивая через сложную систему линкеров наночастицы серебра для придания ей бактерицидных свойств. Фильтрует воду, анализирует её – в общем, выполняет полноценное исследование. Одна беда только: ультрафильтрационная мембрана уже стерилизующая. Сквозь неё не могут пройти ни бактерии, ни споры, ни вирусы. Придание ей дополнительных бактерицидных свойств – бессмысленно.
Второй проблемой мультидисциплинарных работ является их оценка перед публикацией. Для проведения оценки материалов статьи или обзорного сообщения рецензент должен знать описываемые дисциплины как минимум не хуже, а желательно лучше, чем автор. В противном случае он не сможет дать корректной оценки работе. Далее возможно два варианта развития событий: первый – рецензент примет работу, рассчитывая на “авось”, он может внести стилистические правки и рекомендовать работу к печати. Второй – он будет искать специалистов или литературу, которые смогут просветить непонятные ему моменты. Количество специалистов широкого профиля сравнительно невелико: владеющих в полном объёме хотя бы 5 несмежными дисциплинами – порядка десятков человек в мире. Подавляющее количество владеет двумя несмежными областями знания, причём, у разных исследователей они зачастую разные. Следовательно, они часто не в состоянии оценить работу друг друга, так как владеют лишь половиной из необходимых знаний.
На фоне этого процветают лжеучёные. Самый яркий пример – известная статья про “корчевателя”. Немало появляется опусов и рангом помельче, причём от них не застраховано ни одно издательство. Наиболее “талантливые” лжеучёные становятся даже во главе научных направлений, грамотно и умело дурят окружающих, получают средства на свои “исследования”. Эти деятели не только тормозят развитие науки в целом, но хуже того – они направляют её в заведомо ложное русло.
Ситуация постепенно усугубляется общим изменением системы образования. В настоящее время предпочтительным является не широкое базовое образование, а глубокая и узкая специализация, которую пропагандируют начинать как можно раньше. В результате этого появляются специалисты, которые прекрасно работают в областях, которые они изучали, но практически неспособные к генерации и оценке новых, междисциплинарных идей. Кроме того, это потенциальная среда для работы лжеучёных. Ведь чем меньше знает человек, чем менее он привык логически рассуждать, тем больше он верит в предоставляемую информацию и тем легче его обмануть.
Совокупность всего выше перечисленного определяет главную проблему: как отличить высококлассное мультидисциплинарное исследование от лженауки? Абсолютных специалистов нет, любой может ошибиться, отсюда вывод: “Самому всегда учиться и учиться!”