Год дорогой нефти, страна вряд ли вставала бы с колен так энергично, не будь нефти почти по $100 за баррель.
Несмотря на вею прочность нынешних высоких цен, нельзя исключать, что президенту Дмитрию Медведеву придется управлять экономикой, основанной на растущих ценах на нефть, в условиях падения нефтяных цен,— пишут Ведомости.Российские бизнесмены мало внимания обращают на кризис недвижимости в США. Вспомнился кризис в Азии в 1997 г., тоже вроде бы никакого отношения к России не имевший.
На первый взгляд России и правда нечего бояться. В закромах Родины сегодня около $400 млрд золотовалютных резервов Центробанка, деньги стабфонда и крепкий рубль. Но это только на первый взгляд. Ипотечный пузырь — лишь один из нескольких пузырей, надувавшихся в мировой экономике с 2001 г.
Есть еще пузырь на Уолл-стрит, в результате которого все 400 членов клуба богатейших американцев по версии журнала Forbes— это миллиардеры. Миллионерам там больше нет места— входной билет стоит $1,3 млрд, что на треть больше, чем в прошлом году. Перекос на рынках развивающихся стран еще больше. Мексиканский рынок так подскочил с 2002 г., что местный олигарх Карлос Слим уже обогнал Билла Гейтса, став самым богатым человеком в мире. На рынке искусства одна картина Энди Уорхола может принести сегодня запредельную сумму в $71 млн.Экономисты доходчиво объясняют причины каждого отдельного пузыря. Цены на недвижимость выросли благодаря доступной ипотеке, которая привела на рынок новый слой населения. Искусство дорожает потому, что появились новые богатые коллекционеры и новые музеи в Азии и на Ближнем Востоке.
Все объяснимо.Но когда цены растут на стольких рынках одновременно, есть риск, что тут задействован какой-то другой фактор, а именно потеря стоимости денег. Мы имеем дело не с цепочкой независимых пузырей, а с одним большим пузырем— денежным.Рост цен на нефть тоже нетрудно объяснить. Китай, который в 2000 г. потреблял всего 4,8 млн баррелей в день, в 2006 г. съедал уже 7,3 млн баррелей— больше, чем любая другая страна, кроме США. Другие страны тоже увеличили потребление нефти, хотя и не так резко.Но и добыча нефти тоже выросла практически везде, включая и сам Китай. На мой взгляд, даже действительно существующий разрыв между спросом и предложением не объясняет, почему меньше чем за 10 лет сырье подорожало почти в 10 раз.К тому же нефть сегодня главным образом торгуется через фьючерсные рынки, где цены должны лучше отражать будущее взаимоотношение спроса и предложения. Для нефтяных производителей $100 за баррель или даже $80— проблема.
Саудовская Аравия, где еще помнят уроки 1970-х гг., обескуражена тем, что происходит на рынке в последние годы. При таких ценах имеет смысл разрабатывать огромное количество новых месторождений и вкладывать в технологии, которые дают более эффективную выработку. Например, добыча нефти из канадских нефтяных песков при таких ценах становится рентабельной, и технология добычи совершенствуется. Канада теперь включает эти залежи в свои запасы, что делает ее более богатой нефтью, чем Саудовская Аравия.
Сегодня запасы нефти в мире более обширны, чем 30 лет назад. Более того, технологии добычи и экономичного потребления становятся все более эффективными.Про экономию энергии и другие источники— такие, как ветер и солнце,— и говорить нечего. При таких ценах на нефть все это обретает новый экономический смысл.
Цены на нефтяном рынке явно надуты. Цены на металлы и другие ресурсы и полезные ископаемые тоже равняются на нефтяные. Все они выросли и продолжают расти в результате надувания денежного пузыря в течение последних 10-15 лет.Кризис на рынке недвижимости США— первая ласточка международного финансового кризиса. Были подняты процентные ставки, деньги подорожали, и пузырь начал сдуваться. Прочие рынки недвижимости, в частности в Великобритании, тоже испытывают затруднения. Рынки акций лихорадит с июля. В последние недели 2007 г., возможно, дошла очередь и до ресурсов. В ноябре был период в несколько дней, в течение которого цена нефти упала на 15%.Естественно, что при цене на нефть в $30 за баррель экономическая, политическая и социальная ситуация в России может измениться достаточно радикально