Химснаб

Отсутствуют централизованные очистные сооружения

Есть шансы стать регионом с самой чистой природной водой в стране Недавно побывавший во Владивостоке представитель общественной экологической организации Гринпис очень позитивно высказался в адрес краевых органов власти и администрации города Владивостока, отвечающих за экологическое состояние жилой среды.

За отношение к раздельному сбору и переработке твердых бытовых отходов. Но наш край при таком же отношении к пресноводным ресурсам и поддержке проекта Чистая вода может стать регионом с самыми чистыми реками и озерами. Задача эта непростая и быстро не реализуемая, учитывая, что до сих пор в муниципальных образованиях Приморского края, за редким исключением, отсутствуют централизованные очистные сооружения. Но первый шаг к чистой воде уже сделан, и давно. В крае под патронажем ученых организован общественный мониторинг за состоянием окружающей среды, отработана методика экспресс-оценки чистоты воды.

Объединяющей государственный, частный и общественный мониторинги

Принцип создания многоуровневой системы взят за основу, объединяющей государственный, частный и общественный мониторинги. Они добились результата. А что же мы? Вода чище пока не становится В деловую газету золотой Рог попала информация о данных Государственной сети мониторинга за загрязнением окружающей среды за 2007 год. Из нее следует, что ни одна река Приморского края не является чистой и безопасной. 30 процентов рек несколько лет назад были отнесены к очень загрязненным. Среди основных виновников загрязнения называются промышленные предприятия, сбрасывающие неочищенные отходы, и транспорт.

И вот другие данные, той же Государственной сети мониторинга, но уже за 2014 год. Из них следует, что в бассейне р. Уссури, которая входит в систему Амура и протекает по территории Приморского края, превалировали загрязненные и очень загрязненные воды. К классу грязных относилась вода самой реки Уссури в районе поселков Кировский, Арсееньевка, Спасовка, Кулешовка, Подхоренок и Бира и ряда створов озера Ханка. Водам рек края, относящихся к бассейну Японского моря, дана характеристика загрязненные и грязные. Как наиболее грязные выделены реки Кневичанка в контрольном створе г. Артема, Раковка и Комаровка в районе г. Уссурийска, которые в 2014 г. характеризовались как экстремально грязные.

Загрязненность воды, концентрации аммонийного азот — азота, легкоокисляемых органических веществ

Реки отличались высокой комплексностью загрязненности воды и очень высокими концентрациями аммонийного азот - азота, легкоокисляемых органических веществ (по БПК 5), соединений железа, цинка, марганца. В р. Рудной ниже п. Краснореченского и в г. Дальнегорске в 2014 г., как и в предыдущие годы, сохранились чрезвычайно высокие концентрации соединений цинка, обусловленные влиянием деятельности предприятий горнорудной промышленности. В отношении крупнейшей пресноводной артерии юга Приморского края — р. Раздольной — сказано: с 2010 по 2014 годы р. Раздольная около с. Новогеоргиевка характеризовалась как грязная. Можно сделать вывод, что состояние пресноводных объектов Приморья с 2006 по 2014 годы не изменилось, реки края не являются чистыми и безопасными. А теперь можно порассуждать, почему ситуация не меняется, ведь сброс грязных вод и захламление русел рек отходами фиксируются.

Муниципальные образования не имеют очистных сооружений. Значит, коммунальные стоки сбрасываются в окружающую среду. Промышленные предприятия сбрасывают туда же, если не имеют своих — локальных - очистных. Такой вот разрешенный сброс. Разрешенный потому, что прописывается в разрешительных документах государственных контролирующих органов. И фиксируется сколько угодно сбросов несанкционированных. На это неоднократно указывал Общественный экспертный совет по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биоресурсов при обсуждении причин загрязнения Амурского залива.

Быстро наказать виновных в большинстве случаев не получается из-за того, что нет оперативных результатов загрязнений. Не пойман — не загрязнял, — государство не справляется с контролем. Секретарь Общественного экспертного совета, старший научный сотрудник Лаборатории пресноводной гидробиологии Биолого-почвенного института ДВО РАН Татьяна ВШИВКОВА уверена, что можно сделать контроль качества вод более прозрачным, дешевым, а результаты — доступными для широких слоев населения, чего в настоящее время нет, создав многоуровневую систему мониторинга: государственную, частную и общественную. Сейчас законом признается только государственная. Как у них — Успешный пример создания и действия такой системы демонстрирует США, — рассказывает она. — Там до 1972 г. существовал федеральный закон по контролю за загрязнением вод, основанный на системе госстандартов, который довольно свободно можно было корректировать в пользу индустриальных или сельскохозяйственных водопользователей.

Загрязнение пресных вод в некоторых индустриально развитых районах США достигло критического уровня, общественность стала бурно выражать недовольство. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал случай возгорания нефтепродуктов в реке Куахога в штате Огайо. Передовые слои населения, объединившись в общественные организации, начали активную борьбу против загрязнения рек и существующих лояльных федеральных законов. И в 1972 году на заседании Конгресса США была принята поправка к Федеральному закону по контролю за загрязнением вод, а после некоторых дополнений в 1977 г. закон приобрел известность как Закон о чистой воде (Clean Water Act). Законом был установлен основной механизм регулирования пользования водными ресурсами, была разработана новая система стандартов, допускающая даже полный запрет сбросов в случае угрозы здоровью населения. Конгресс принял постановление: к 1983 году привести поверхностные воды в такой порядок, чтобы они были пригодны для целей рекреации и для рыбного хозяйства.

Сброс загрязняющих веществ в водотоки или водоемы через точечные источники загрязнений

Согласно Закону о чистой воде любой человек или предприятие, осуществляющее сброс загрязняющих веществ в водотоки или водоемы через точечные источники загрязнений, признавались виновными и подвергались суровым штрафам; предприятие могло быть немедленно закрыто при несоответствии сбросов отработанных вод требованиям стандарта. — В 2001 г. на юбилейном заседании Северо-Американского бентологического общества, объединяющего исследователей-пресноводников не только США, но и всего мирового сообщества, были подведены результаты деятельности научных организаций в деле сохранения пресноводных ресурсов США. И они оказались впечатляющими.

Выход из экологического тупика был предопределен разумной и эффективной политикой государства, основанной на привлечении к решению проблемы трех основных структур — государства, науки и общества. Четвертая структура — частный бизнес в области экологического мониторинга окружающей среды — возникла как результат этого сотрудничества и как необходимое звено между жестким государственным контролем и водопользователем, несущим ответственность за качество возвращаемых им в оборот отработанных вод. Программа, принятая почти 30 лет назад, стала реальностью. Опыт стоит взять на вооружение Татьяна Вшивкова считает, что России надо использовать этот положительный опыт. Ведь на каждую сточную трубу не посадишь госконтролера — его вполне может заменить общественник или частник. Для этого, видимо, как и в США, потребуется изменение законодательства, но начать реформу контроля над загрязнением рек и озер можно через организацию системы общественных экологических агентств.

Реформа воплощается в жизнь в Приморском крае с 2003 года: под эгидой Биолого-почвенного института ДВО РАН создан научно-общественный координационный центр Живая вода. К настоящему времени центром в Приморском крае создано более 60 общественных экологических агентств. Такие экоагентства создаются в Амурской области и Хабаровском крае, планируются в Магаданской области, на Камчатке, Сахалине, Якутии, но Приморский край стал первым! За шестилетний период существования центра накоплен положительный опыт, показывающий способность общественных ОЭА выполнять мониторинговые работы по оценке экологического состояния пресных водоемов на достаточно высоком уровне. — В активе организации исследования экологического состояния малых водотоков юга Дальнего Востока, проведение общественных экологических экспертиз рек Партизанской, Раздольной, водотоков бассейна озера Ханка.

Необходимо способствовать развитию малого бизнеса в области экологического мониторинга. И это движение должно быть не антагонистическим, а кооперативным, когда государственные, общественные и частные природоохранные организации должны становиться неотъемлемой частью друг друга.

Ксожалению, государственные службы пока старательно не замечают предоставляемые им данные мониторинга общественных организаций или отписываются от них. Хотя эти данные обоснованы научными экспертизами, часто проведенными с привлечением лицензированныхлабораторий, как, например, Аккредитованный испытательный лабораторный центр Центра гигиены и эпидемиологии. Такая судьба постигла, например, многостраничный обоснованный мониторинг ливневых стоков нефтебазы Компас Ойл, что в районе железнодорожной станции Угловая. Мониторинг сделан в марте этого года, а водоток без названия — просто ручей, куда попадают эти стоки — является частью бассейна р. Кневичанки. Ее воды, напомним, по данным Государственной сети мониторинга за 2014 год, характеризуются как экстремально грязные. В свою очередь, Кневичанка является самым большим правым притоком реки Артемовки, которая считается одной из самых крупных рек Южного Приморья.

Прокуратура г. Артема после знакомства с общественным мониторингом не увидела за Компас Ойл никаких нарушений. А Росприроднадзор по Приморскому краю вообще написал, что вышеуказанный ручей без названия не является объектом федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов.

 

+7 (812)

Телефоны отделов продаж:

337-18-93 - отдел моющих средств и хозтоваров-многоканальный.
337-18-94 - отдел ветзоотехники и агрохимии
337-18-95 - отдел лабораторной посуды
337-18-96 - отдел химии и спецодежды
337-18-97 - отдел лабораторного оборудования и приборов

Адреса электронной почты:

him_spb@mail.ru
himsnab.53@list.ru

Адрес:

198095, г. Санкт-Петербург, ул. Швецова, дом 23 (Здание ТЭМП)

© 2009 — «ХИМСНАБ»
Все права защищены

Отказ от ответственности



Создание сайта — «Consepto»
Продвижение сайта — «1 Место»